Понятие исследования рынка
Рынком называется совокупность процессов купли-продажи товаров и услуг.
Он начал формироваться одновременно с развитием разделения труда. Первоначально рыночные сделки носили меновой характер. То есть происходил натуральный обмен между производителями.
С развитием государственности появились деньги. Сделки на рынке приобрели характер купли-продажи. Но в условиях традиционной экономической системы и господства натурального хозяйства объемы купли-продажи были чрезвычайно низкими.
Рынок, в полноценном понимании этого термина, начал формироваться только с развитием капиталистических отношений. Стимулом для развития рынка стало стремление предпринимателя получить максимальную выгоду. Но для этого необходимо было знать условия спроса, предложения. наличие конкурентов. Необходимо было исследовать рынок.
Исследованием рынка называется совокупность последовательных действий, направленных на сбор и обработку информации о рынках и потребителях.
В современной науке существует два близких понятия «исследование рынка» и «маркетинговое исследование». Маркетинговое исследование является частью маркетинга. А исследование рынка только исследует рынок. Оно помогает получить ответы на вопросы о нуждах потребителей, их вкусах и действиях потребителей на различных этапах осуществления покупок.
Особенно важными для исследований являются: рыночная информация, информация о сегментации рынка, основные тенденции на рынке. Под рыночной информацией подразумевается информация о ценах, которые устанавливают на данном рынке поставщики, соотношение спроса и предложения. Данную информацию необходимо получать из нескольких независимых источников. Это увеличивает степень ее достоверности.
Под сегментацией рынка понимают разделение его на части по определенному признаку (географическому, половому, демографическому, отраслевому и пр.). Важно также владеть информацией об основных тенденциях конкретного рынка (его рост или падение в то или иное время). Для этого необходимы данные статистики по этому рынку за определенный исторический период и сведения экспертов-инсайдеров. Информацию можно получить от потенциальных потребителей. Но следует разделить их на отдельные группы (сегменты). Исследование рынка включает в себя следующие этапы:
- определение цели исследования рынка;
- составление плана анализа рынка;
- уточнение сроков и стоимости (бюджета) анализа рынка;
- выбор методов исследования;
- собственно проведение исследований;
- осуществление анализа собранной информации;
- подготовка отчета по исследованию рынка (обзор рынка и презентация по результатам анализа).
Методы исследования рынка
Анализ рынка представляет собой проведение исследований соотношения реального спроса на товары и услуги, которые могут предложить предприятие и его конкуренты. Они дадут представление о системе взаимодействия и взаимосвязей между производителями и потребителями конкретного товара, внутригрупповых связей производителей и потребителей. В процессе данного исследования изучаются вопросы купли-продажи и конкуренции.
Существует несколько видов анализа рынка:
- анализ рынка в целом (масштаб рынка, претензии потребителей, положение предприятия на данном рынке);
- анализ путем расчета фактических показателей купли-продажи (с учетом сезонности и основных тенденций);
- анализ путем привлечения гипотез, которые высказаны экспертами и работниками предприятия.
Для сбора информации применяют следующие методы:
- наблюдения;
- опросы;
- глубинные интервью;
- «полевые исследования»;
- эксперименты.
Как следует из выше изложенных этапов исследования, выбор методов зависит от цели исследования, времени, отведенного на исследования и сметы (бюджета). Современная наука выделяет два основных типа исследований рынка – первичное и вторичное. Оба эти типа исследования важны. Они не должны противопоставляться. Они должны дополнять друг друга.
Особенности первичного исследования рынка
Первичным исследованием рынка называется непосредственный сбор информации в результате наблюдений за людьми, проведения интервью и применения других прямых методов в реальных ситуациях.
Если вторичное исследование предполагает использование опосредствованных источников информации, то первичное исследование заключается в непосредственном контакте с участниками рыночных отношений в конкретной ситуации. Данные первичного исследования имеют особенную ценность в случае появления на рынке нового предприятия или при формировании нового рынка. Как правило, в подобной ситуации еще нет достаточного количества информации.
Бюджет первичного исследования может быть как значительным, так и не очень. В зависимости от этого само исследование может быть достаточно простым и малозатратным. Но оно может быть и довольно сложным и дорогостоящим. Существует правило, что ограниченное финансирование не может стать причиной непроведения первичного исследования рынка. Методы исследований зависят от целей и условий финансирования данных исследований, а также от изобретательности самих исследователей при сборе информации.
Наблюдение – это метод, с помощью которого происходит изучение и фиксирование поведения потребителей. При проведении наблюдения учитываются факторы, которые могут оказывать влияние на рыночную ситуацию (численность и расположение торговых точек, ассортимент товаров, количество покупателей за единицу времени, особенности движения транспорта, поведение продавцов и пр.). Для более глубоких исследований проводятся письменные обследования (опросы) потенциальных покупателей. При этом особое внимание следует уделить претензиям потребителей к ассортименту и качеству товаров. Эти данные следует учесть при планировании работы в будущем.
Но для успешного достижения цели исследования письменный опрос должен быть кратким, иметь четкие формулировки вопросов. Для упрощения дальнейшей обработки данных допускается предложение нескольких вариантов ответов. При опросах обязательно следует учитывать и фиксировать демографические особенности опрашиваемой аудитории. В дальнейшем это может позволить проводить на рынке целевую (сегментированную) экономическую политику.