Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Первичное исследование рынка

Понятие исследования рынка

Определение 1

Рынком называется совокупность процессов купли-продажи товаров и услуг.

Он начал формироваться одновременно с развитием разделения труда. Первоначально рыночные сделки носили меновой характер. То есть происходил натуральный обмен между производителями.

С развитием государственности появились деньги. Сделки на рынке приобрели характер купли-продажи. Но в условиях традиционной экономической системы и господства натурального хозяйства объемы купли-продажи были чрезвычайно низкими.

Рынок, в полноценном понимании этого термина, начал формироваться только с развитием капиталистических отношений. Стимулом для развития рынка стало стремление предпринимателя получить максимальную выгоду. Но для этого необходимо было знать условия спроса, предложения. наличие конкурентов. Необходимо было исследовать рынок.

Определение 2

Исследованием рынка называется совокупность последовательных действий, направленных на сбор и обработку информации о рынках и потребителях.

В современной науке существует два близких понятия «исследование рынка» и «маркетинговое исследование». Маркетинговое исследование является частью маркетинга. А исследование рынка только исследует рынок. Оно помогает получить ответы на вопросы о нуждах потребителей, их вкусах и действиях потребителей на различных этапах осуществления покупок.

Особенно важными для исследований являются: рыночная информация, информация о сегментации рынка, основные тенденции на рынке. Под рыночной информацией подразумевается информация о ценах, которые устанавливают на данном рынке поставщики, соотношение спроса и предложения. Данную информацию необходимо получать из нескольких независимых источников. Это увеличивает степень ее достоверности.

Под сегментацией рынка понимают разделение его на части по определенному признаку (географическому, половому, демографическому, отраслевому и пр.). Важно также владеть информацией об основных тенденциях конкретного рынка (его рост или падение в то или иное время). Для этого необходимы данные статистики по этому рынку за определенный исторический период и сведения экспертов-инсайдеров. Информацию можно получить от потенциальных потребителей. Но следует разделить их на отдельные группы (сегменты). Исследование рынка включает в себя следующие этапы:

«Первичное исследование рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • определение цели исследования рынка;
  • составление плана анализа рынка;
  • уточнение сроков и стоимости (бюджета) анализа рынка;
  • выбор методов исследования;
  • собственно проведение исследований;
  • осуществление анализа собранной информации;
  • подготовка отчета по исследованию рынка (обзор рынка и презентация по результатам анализа).

Методы исследования рынка

Анализ рынка представляет собой проведение исследований соотношения реального спроса на товары и услуги, которые могут предложить предприятие и его конкуренты. Они дадут представление о системе взаимодействия и взаимосвязей между производителями и потребителями конкретного товара, внутригрупповых связей производителей и потребителей. В процессе данного исследования изучаются вопросы купли-продажи и конкуренции.

Существует несколько видов анализа рынка:

  • анализ рынка в целом (масштаб рынка, претензии потребителей, положение предприятия на данном рынке);
  • анализ путем расчета фактических показателей купли-продажи (с учетом сезонности и основных тенденций);
  • анализ путем привлечения гипотез, которые высказаны экспертами и работниками предприятия.

Для сбора информации применяют следующие методы:

  • наблюдения;
  • опросы;
  • глубинные интервью;
  • «полевые исследования»;
  • эксперименты.

Как следует из выше изложенных этапов исследования, выбор методов зависит от цели исследования, времени, отведенного на исследования и сметы (бюджета). Современная наука выделяет два основных типа исследований рынка – первичное и вторичное. Оба эти типа исследования важны. Они не должны противопоставляться. Они должны дополнять друг друга.

Особенности первичного исследования рынка

Определение 3

Первичным исследованием рынка называется непосредственный сбор информации в результате наблюдений за людьми, проведения интервью и применения других прямых методов в реальных ситуациях.

Если вторичное исследование предполагает использование опосредствованных источников информации, то первичное исследование заключается в непосредственном контакте с участниками рыночных отношений в конкретной ситуации. Данные первичного исследования имеют особенную ценность в случае появления на рынке нового предприятия или при формировании нового рынка. Как правило, в подобной ситуации еще нет достаточного количества информации.

Бюджет первичного исследования может быть как значительным, так и не очень. В зависимости от этого само исследование может быть достаточно простым и малозатратным. Но оно может быть и довольно сложным и дорогостоящим. Существует правило, что ограниченное финансирование не может стать причиной непроведения первичного исследования рынка. Методы исследований зависят от целей и условий финансирования данных исследований, а также от изобретательности самих исследователей при сборе информации.

Наблюдение – это метод, с помощью которого происходит изучение и фиксирование поведения потребителей. При проведении наблюдения учитываются факторы, которые могут оказывать влияние на рыночную ситуацию (численность и расположение торговых точек, ассортимент товаров, количество покупателей за единицу времени, особенности движения транспорта, поведение продавцов и пр.). Для более глубоких исследований проводятся письменные обследования (опросы) потенциальных покупателей. При этом особое внимание следует уделить претензиям потребителей к ассортименту и качеству товаров. Эти данные следует учесть при планировании работы в будущем.

Но для успешного достижения цели исследования письменный опрос должен быть кратким, иметь четкие формулировки вопросов. Для упрощения дальнейшей обработки данных допускается предложение нескольких вариантов ответов. При опросах обязательно следует учитывать и фиксировать демографические особенности опрашиваемой аудитории. В дальнейшем это может позволить проводить на рынке целевую (сегментированную) экономическую политику.

Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot