Сущность теории отраслевых рынков
Теория отраслевых рынков – это направление экономической науки, исследующее рыночное развитие и принципы функционирования предприятий.
Изучение отраслевых рынков имеет много общего с микроэкономической теорией. Однако, оно формирует более глубокое представление о предмете исследования, нежели микроэкономика. Данная прикладная дисциплина решает задачи по систематизации и описанию причин формирования и структурирования рынков. Так же она изучает влияние отрасли на поведение фирм, принципы их функционирования, и, наоборот, исследует влияние предприятий и особенностей их работы на отрасль в целом.
Становление отраслевой теории осуществлялось в два этапа. Первый пришелся на период с начала тридцатых годов до середины семидесятых. В это время господствовала теория, что рынок обладает границами, сформированными рыночной властью. То есть, действие фирм оказывает прямое влияние на отрасль и рынок в целом. Данные исследования строились на эконометрических инструментах. В основе рыночных систем, по мнению ученых, была заложена технологий, а также предпочтения потребителей.
В конце семидесятых появилась теория, делавшая акцент на анализе отдельных рынков, построении моделей, описывающих поведение фирм. Она опиралась на теоретические модели при проведении эмпирических исследований. Инструментом изучения стала теория игр, подходящая под работу с моделями ассиметричной информации. Теория игр позволяла изучать не только простые ситуации для рынков совершенной конкуренции или монополий, но и для более сложных систем – олигополии и рынка несовершенной конкуренции.
Модели рынков
Организация отрасли отталкивается от теоретической модели совершенной конкуренции. Достижение подобного состояния в экономике возможно лишь в идеальных условиях, где действует множество продавцов и покупателей, не способных оказывать существенное влияние на рост цен или изменение объемов выпуска и потребления. Модель совершенной конкуренции используется в качестве эталона, к которому необходимо стремится в рамках экономической политики государства. На практике происходит перекос рыночной информации, что ведет к формированию следующих моделей рынков:
- Монополия или рынок одного продавца. Отличается высокими барьерами входа, складывается в области естественных монополий. Продавец имеет доступ ко всей рыночной информации, он способен устанавливать цены и объем выпуска, не обращая внимания на конъюнктуру рынка. Ограничение рыночной власти монополистов проводится силами государственного аппарата управления.
- Монопсония или рынок одного покупателя. Здесь складывается ситуация, противоположная монополии. Множество продавцов создают товар, который покупает лишь один потребитель, как правило, государство. Примером может послужить градообразующее предприятие, являющееся единственным покупателем рабочей силы на определенной территории.
- Олигополия или рынок нескольких продавцов. Характерной чертой является небольшое количество производителей, создающих высокотехнологичное оборудование. Яркий пример компании «Боинг» и «Аэробус». Для того, чтобы олигополисты не вступали в ценовой сговор существуют законодательные ограничения в части создания картелей. Однако, может возникнуть ситуация, при которой олигополисты будут удерживать цены на определенном уровне, без осуществления прямого сговора.
- Олигопсония – рынок нескольких покупателей. Здесь производители чувствительны к цене и маркетинговым стратегиям. Пример олигопсонии – рынок авиадеталей, потребителем которых является небольшое число авиастроительных предприятий мира. Военно-промышленный комплекс действует в рамках олигопсонии, так как покупателем его продукции выступают некоторые властные структуры.
- Рынок монополистической конкуренции характерен для производства массовой продукции. Здесь готовые блага отличаются отдельными признаками, а каждый продавец стремится монополизировать свою часть рынка.
Таким образом, в практической жизни достаточно сложно достичь доступности и прозрачности рыночной информации, что ведет к формированию различных форм рыночных отношений.
Современная теория отраслевых рынков
Основной задачей теории отраслевых рынков является поиск ответа на вопрос, почему существуют фирмы и как они функционируют. С экономической точки зрения, фирма существует для того, чтобы получать определенные хозяйственные выгоды. Альтернативой может стать самостоятельная работа субъектов хозяйствования. Здесь индивиды осуществляют экономические отношения на контрактной основе. Фирма создается при наличии следующих условий:
- Рост рыночной власти. Интеграция горизонтального характера ведет к росту доли рынка, а значит, увеличению рынков сбыта. Появляется возможность увеличивать цены выше предельных издержек. Если проводится вертикальная интеграция, то осуществляется контроль поставщиков, ограничивается доступ к продукции и так далее.
- Эффект масштаба и диверсификация риска. Масштабирование бизнеса позволяет снижать количество издержек на выпуск и реализацию единицы продукции. Этот подход эффективен в случае, если производство требует существенных издержек. Диверсификация предполагает развитие сразу нескольких хозяйственных направлений с целью снижения финансовых и экономических потерь вследствие проигрыша одного из направлений.
- Информационная асимметрия. Неравномерное распределение информации между участниками рынка часто ведет к рыночному провалу. Создание фирмы способно снизить эту тенденцию, либо ликвидировать ее полностью. Отпадает необходимость в транзакционных издержках, так как отношения осуществляются посредством прямого управления.
- Возникновение угрозы шантажа случается тогда, когда производство товара требует поставок специфического сырья или материалов. Эта проблема решается с помощью вертикально интеграции.
Поведение фирм во многом определяется рыночной структурой, ее особенностями и принципами функционирования. Однако, фирмы так же способны оказывать влияние на структуру отрасли.