Российский континентальный шельф издавна привлекал к себе внимание. Определение правового статуса и режима континентального шельфа, его юридических границ было осуществлено в результате заключения Женевской конвенции в 1958 году о континентальном шельфе, а затем конвенции ООН по морскому праву в 1982 году.
Протяженность российского шельфа составляет 1/5 всех шельфовых акваторий земного шара, а хранящиеся в нем запасы нефти – четверть всех разведанных нефтяных запасов нашей страны.
В морских акваториях РФ выделяется 19 морских нефтегазоносных или потенциально нефтегазоносных провинций, которые по своему геоморфологическому положению подразделяются на три группы – транзитные, шельфовые и глубоководные.
Общий нефтегазовый потенциал Российского шельфа, по оценке специалистов, сопоставим с потенциалом крупнейших нефтегазовых провинций мира.
Перспективы реализации шельфовых нефтегазовых проектов Дальнего Востока обусловлены, прежде всего, значительным ресурсным потенциалом углеводородного сырья, а также выгодным географическим положением, приближенным к мировым лидерам энергопотребления – странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Основные проблемы реализации шельфовых нефтегазовых проектов в РФ
Актуальными проблемами реализации шельфовых нефтегазовых проектов, в настоящее время, являются:
- Низкий уровень локализации производства и высокая зависимость от импорта оборудования и услуг. По расчетам Минэнерго России, при имеющихся технологиях разработка шельфа не может быть рентабельна при цене нефти ниже 80-90 долларов за баррель.
- Сложные условия добычи на шельфе. Это делает возможным реализацию добычи только крупными компаниями.
Крупные компании реализуют множество значимых проектов.
Организационно-экономический механизм реализации проекта состоит из следующих компонентов:
- нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников;
- обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта;
- условия финансирования инвестиций, а также меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке;
- меры государственной поддержки проекта и/или его участников в различных формах;
- особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками;
- система управления реализацией инвестиционного проекта, обеспечивающая должную синхронизацию деятельности участников, защиту интересов каждого из них.
Рассмотрим организационную схему взаимодействия участников проектов освоения шельфовых углеводородных месторождений на примере крупнейших инвестиционных шельфовых проектов в России – Сахалин-1, Сахалин-2 и Приразломная.
Проект Сахалин-1 предусматривает разработку 4-х морских месторождений: Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, Лебединское. Месторождения находятся на северо-восточном шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря. Проект реализовывали: ПАО «Роснефть» с долей участия 20 %, американская компания Exxon Mobil – 30 %, японская компания Sodeco – 30 %, индийская государственная компания ONGC Videsh – 20 %. Оператор СРП-проекта – компания ООО «Сахалин-1». Единоличным исполнительным органом компании-оператора является АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф», получивший долю участия 11,5 % в уставном капитале компании и АО «РН-Астра» с долей участия 8,5 %. Доля участия иностранных участников при учреждении находятся на балансе самого ООО «Сахалин-1».
Оператор проекта «Сахалин-2» – компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.». Ее акционеры: ПАО «Газпром» – 50 % акций плюс одна акция, британский концерн Shell – 27,5 %, японская финансово-промышленная группа Mitsui – 12,5 % и японский конгломерат Mitsubishi Group – 10 %.
Стоит отметить, что характер применяемого инвестиционного режима недропользования может оказать существенное влияние на сроки и параметры, а значит, и экономику реализации проекта. Высокая капиталоемкость и повышенные риски шельфовых проектов, их уязвимость для коммерческих и некоммерческих рисков вызывают необходимость гибкого и индивидуализированного подхода к распределению монетизируемой ресурсной ренты.
Этапы оценки перспективности реализации шельфовых проектов
Оценка перспектив нефтегазовых шельфовых проектов представляет собой проблему в современной парадигме, которая вряд ли может быть формализована. Все это связано со сложностью рассматриваемой социально-экономической системы, которая возникает ввиду тесных взаимосвязей, входящих в нее элементов. Каждый шельфовый проект уникален, поэтому процесс принятия решений ведется в условиях высокого уровня неопределенности. Оценка реализуется поэтапно:
Экспертная оценка общественной значимости проекта. На этом этапе проводится оценка того, насколько проект важен для общества в целом. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты, которые могут оказать существенное влияние на развитие экономики и социальной сферы страны.
Для оценки общественной эффективности проекта используются различные показатели, такие как:
- влияние проекта на рост ВВП;
- содействие развитию смежных отраслей и производств;
- повышение уровня занятости населения;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду
Расчет показателей эффективности проекта в целом. На этом этапе проводится интегральная экономическая оценка проектных решений. Целью этой оценки является определение того, насколько проект является экономически эффективным. Для оценки эффективности проекта в целом используются различные показатели, такие как:
- экономическая рентабельность проекта;
- срок окупаемости инвестиций;
- чистый дисконтированный доход (NPV);
- внутренняя норма доходности (IRR).
Оценка финансовой реализуемости и эффективности участия в проекте. На этом этапе уточняется состав участников проекта, определяется их финансовая реализуемость и эффективность участия. Для оценки финансовой реализуемости проекта используются различные показатели, такие как:
- коэффициент покрытия процентов;
- коэффициент покрытия долга;
- коэффициент текущей ликвидности.
При оценке эффективности шельфовых проектов необходимо учитывать ряд факторов, которые могут оказать существенное влияние на их реализацию. К этим факторам относятся:
- Политические факторы – включают в себя стабильность политической ситуации в стране, наличие государственной поддержки и инвестиционных условий.
- Макроэкономические факторы – включают в себя уровень инфляции, процентные ставки, валютный курс.
- Климатические и геологические факторы – включают в себя погодные условия, глубину моря, наличие подводных течений, сейсмическую активность.
- Технологические факторы Технологические факторы – включают в себя уровень развития технологий добычи и транспортировки нефти и газа, наличие квалифицированных специалистов.
- Инфраструктурные факторы – включают в себя наличие портов, трубопроводов, электросетей.
- Экологические факторы – включают в себя влияние проекта на окружающую среду.