Туризм - это экономическая отрасль непроизводственной сферы, организации и предприятия которой способны удовлетворять потребности туристов в различных нематериальных и материальных услугах.
Специфика туристкой отрасли России
Огромный потенциал нашей страны позволяет развивать как внутренний, так и въездной туризм. Благодаря природному и культурно-историческому разнообразию в России могут развиваться практически все формы туризма: рекреационный, деловой, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический и т. п. В настоящее время повышается доступность для иностранных и внутренних туристов таких перспективных районов, как Сахалин, Дальний Восток, Урал, Курильские острова, северная часть страны. Однако туристский импорт по-прежнему выше туристского экспорта, что характеризует тот факт, что из страны вывозится денежных ресурсов больше, чем поступает.
Основные факторы, сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма:
- Недостаточный объем средств размещения, которые ориентированы на массовый туризм, а также высокая стоимость большинства функционирующих средств размещения.
- Отсутствие инфраструктуры для автомобильных путешествий, выраженное в низком качестве дорожной сети, нехватке придорожных гостиниц и кафе, автомобильных стоянок. Существующие предприятия предлагают сервис низкого уровня, при этом устанавливая высокую цену. Кроме того, путешествия авиационным и железнодорожным транспортом остаются также дорогостоящими.
- Слабая привлекательность индустрии туризма для потенциальных инвесторов, что связано с невысокой окупаемостью вложений в туристском секторе. Инвестору выгоднее вкладывать денежные средства в жилую недвижимость, нежели чем в строительство гостиниц, поскольку затраты при этом окупаются существенно быстрее.
- Низкое качество сервиса, во многом связанное с недостатком квалифицированного персонала в сфере туризма.
- Неразвитость «культуры отдыха». Под культурой отдыха принято понимать готовность местного населения и персонала туристского сектора взаимодействовать с туристами, обмениваться опытом, проявлять доброжелательность и гостеприимство, проявлять такт и толерантность, а также готовность туристов уважительно и бережно относиться к посещаемым территориям и объектам, обычаям и быту местного населения, их укладу жизни. Не в каждом регионе России у местного населения возникает адекватная реакция на приезд отдыхающих, иногда возникают случаи открытого выражения своего недовольства. Часто причины такого отношения связаны с поведением туристов и ущербом, наносимым ими окружающей среде, а также недопустимыми манерами поведения среди отдыхающих.
Несмотря на колоссальный природный и культурно-исторический потенциал для развития внутреннего туризма, туристский сектор остается рискованным и недостаточно развитым при растущем спросе на его услуги. Конкуренция международного туризма заставляет отечественный туристский комплекс искать возможности для адаптации к условиям рынка. Дальнейшей развитие отрасли во многом будет зависеть от объема выделяемых бюджетных средств, а также от объема привлекаемых частных инвестиций.
Роль туристского сектора в российской экономике
Туристическая деятельность в российской экономике представлена природным и антропогенным туризмом, которые в свою очередь включают круизы, охоту, оздоровительный и пляжный туризм, экстремальный и спортивный туризм. Главная особенность развития российского туристского сектора связана с природой инфраструктурных объектов, в большинстве построенных еще во времена СССР.
Туризм в стране способен стимулировать развитие почти 50 отраслей и сфер экономики. Благодаря туризму развивается малый и средний сектора бизнеса, увеличивается самозанятость и занятость населения, растет качество жизни, сглаживаются территориальные диспропорции в столько разнообразных регионах страны. Благодаря туризму увеличиваются поступления в государственный бюджет и развивается экспорт.
В отличие от товарного экспорта, туризм экспортирует услуги и продукты непосредственно внутри территории государства, поскольку потребитель сам приезжает за необходимыми ему услугами. Это вовлекает во внешнеэкономическую деятельность компании, не имеющие объективной возможности (например, из-за своего небольшого размера) участвовать в системе экспортных операций.
Создание современного туристского сектора предполагает грамотную, четко спланированную и разумно проводимую туристскую политику. Туристская политика – это система методов, форм и направлений государственного воздействия на туризм для развития и сохранения социально-экономической сферы. Туристскую политику можно назвать видом макроэкономической государственной политики, а ее влияние на туризм связано с государственным регулированием туристской деятельности.
В России государство регулирует туристскую деятельность посредством следующих мер:
- выделение приоритетных форм развития туризма в стране;
- нормативно-правовое регулирование сферы туризма;
- разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ туристского развития;
- содействие продвижению туристского продукта на внутренних и мировых рынках;
- защита прав и интересов туристов, оказание им экстренной помощи и обеспечение их безопасности;
- содействие кадровому обеспечению сферы туризма;
- развитие научно-исследовательской деятельности в сфере туризма;
- стандартизация и классификация объектов туристского сектора;
- информационное обеспечение туризма;
- взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в секторе туризма.
В нашей стране туристская политика строится на базе соблюдения конституционных принципов и общепризнанных норм международного права, а также тех обязательств, которые вытекают из международных договоров и законодательства страны.