Прогнозно-плановая работа – это важнейшая организаторско-хозяйственная функция управления, целью которой является обеспечение эффективного и комплексного социально-экономического развития региона.
Сущность прогнозно-плановой работы в регионах
Прогнозно-плановая работа позволяет обосновать направления и перспективы развития региона, предоставляет информационный материал для разработки социально-экономической политики и принятия управленческих решений. Вероятностный характер прогнозно-плановой работы обусловлен высокой неопределенностью рыночной экономики.
Прогноз любого типа немыслим без системы определенный целей и задач, которые взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой. Составление и реализация прогнозов подразумевает определенную совместимость целей и тщательный учет ресурсов, которые необходимы для достижения тех или иных целей.
Организация прогнозно-плановой работы в современной экономической системе предполагает соблюдение ключевых условий:
- Обязательное соответствие спроса и предложения на все ресурсы, товары и услуги, а также формирование условий для достижения такого равновесия. Внешнее проявление подобной сбалансированности связано с отсутствием излишков и меньшим дефицитом.
- Система целей прогнозов, их реализация на практике должна быть основана на достижениях научно - технического прогресса.
- Соблюдение соответствия факторов производства на каждом уровне, их спецификация определяет их оптимальную комбинацию.
Организация регионального планирования и прогнозирования
Важная задача прогнозирования связана с выявлением и исследованием потребностей каждого экономического объекта и субъекта с их последующим отражением в адекватной системе прогнозов разного уровня.
Общий прогноз социально-экономического развития России и регионов основан на частных демографических, природно-ресурсных, научно-технических прогнозах. Особое место занимает прогноз государственных секторов экономики, который характеризует его функционирование, получение и использование доходов от государственного имущества.
Региональная власть руководит деятельностью в части планового регулирования развития своей территорий. Регулирование, прежде всего, связано с социально-экономическими аспектами развития. С этой целью области, республики и края страны разрабатывают план, прогнозы и программы развития, включающие следующие направления:
- формирование благоприятных условий для повышения эффективности работы предприятий, расположенных в регионе;
- разработка и реализация мероприятий по стимулированию инвестиционной активности в реальном секторе экономики;
- финансовое оздоровление действующих в регионе фирм;
- стабильное поступление налоговых сборов и платежей в бюджет;
- приоритетное развитие местных товаропроизводителей;
- реализация социально-ориентированной ценовой и тарифной политики;
- защита социально-экономических интересов региона на уровне страны в целом.
Региональная прогнозно-плановая работа включает следующие примерные этапы разработки плана:
- Составление концепции развития: анализируется среда деятельности, оцениваются преимущества и недостатки, выявляются имеющиеся ресурсы, а также внешние и внутренние факторы воздействия, обосновываются цели и задачи развития, определяются приоритеты и стратегические направления развития;
- Разработка программы развития и оценка их эффективности. Многие российские региональные программы социально-экономического развития, принятые в последние годы, условно разбиваются на традиционные; логично увязанные с концепциями развития и программы, содержащие конкретный механизм реализации;
- Контроль реализации и мониторинг обратной связи для своевременной корректировки действующих планов региона.
Тенденции регионального прогнозирования и планирования
В региональном планировании и прогнозировании в последнее время проявляется ряд новых тенденций:
- на смену краткосрочным и среднесрочным приходят долгосрочные планы и программы развития региона.
- внедрение единой методологии в разработке региональных планов, учитывая стратегию развития территории.
- программы социально – экономического развития постепенно перерастают в систему общественных соглашений. Если ранее почти все плановые документы кулуарно разрабатывали администрации регионов, то сегодня опубликование проектов в средствах массовой печати становится началом обсуждения с привлечением представителей общественности, бизнеса, культуры и науки.
- регионы по-разному подходят к выбору разработчиков планов и программ развития. Так, разработка региональных планов может проводиться силами самих властей, с привлечением внешней организации или посредством создания специальной структуры.
Недостатки региональной прогнозно-плановой работы:
- отсутствие четкости стратегических планов, которые пока во многом еще похожи на общие декларации, нежели чем на документы управления;
- низкое внимание к вопросам мониторинга долгосрочных программ и планов, что обусловлено общим нестабильным фоном прогнозирования;
- слабость связей долгосрочных и текущих планов;
- недостаточно глубокий анализ среды деятельности, низкое качество выявления имеющихся ресурсов и тенденций развития;
- неактивное использование современных методов и принципов планирования, применение уже отживших и устаревших подходов в планировании.
- отсутствие чёткости формулировок и научного обоснования в выборе стратегии;
- отсутствие систематического территориального планирования в стране, взаимоотношения центра и регионов ограничены бюджетным федерализмом и устоявшимися отраслевыми связями, поэтому региональные показатели слабо связаны с соответствующими показателями на федеральном уровне.
- слабые меры поддержки программных мероприятий действенным механизмом их осуществления;
- отсутствие механизма мониторинга выполнения планов.