Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Депрессия и подъем

Деловые циклы

Возможность общей конъюнктуры в хозяйстве приводит к тому, что депрессии и подъёмы могут постоянно сменять друг друга с определённой периодичностью.

Определение 1

Деловыми циклами называется последовательная и регулярная смена депрессий и подъёмов в хозяйстве. Механизм деловых циклов может выглядеть следующим образом.

В условиях подъёма многие фирмы осуществляют увеличение или обновление запаса капитальных благ в моменты общего подъёма, способствуя тем самым развитию этого подъёма. При этом они могут переоценивать начавшееся увеличение спроса и расширять производство несколько больше, чем нужно. Через некоторое время оказывается, что расширение невыгодно и должно быть свёрнуто, - спрос на инвестиции падает, подъем прекращается и начинает развиваться депрессия.

В условиях депрессии многие фирмы прекращают осуществление инвестиций, способствуя развитию этой депрессии. Тем временем возможность приобретения новых капитальных благ постепенно накапливается (изнашивается старое оборудование, изобретается новое, понемногу растёт население). Но эта возможность некоторое время не реализуется по причине плохих ожиданий. Когда начинается подъем, ее сразу же начинают использовать.

Но это механизм осуществления периодической смены спадов и депрессий, который ничего не говорит о том, каким образом они могут начаться. Существуют два возможных объяснения этого начала.

  1. Существование "первотолчка". Деловые циклы могут начаться, если внешний фактор придаст колебания хозяйству, которые будут продолжаться в течение некоторого времени.

    Если такие первотолчки могут появляться постоянно, то существование деловых циклов тоже будет постоянно поддерживаться. В качестве таких регулярных первотолчков может выступать смена погодных условий, которая будет вызывать колебания выпуска сельского хозяйства и затем колебания в других отраслях. Также первотолчками могут быть совершаемые время от времени технологические изобретения, которые будут вызывать переход к использованию нового оборудования.

  2. Совпадение фаз независимых процессов. Теоретически существует возможность появления деловых циклов в результате множества маленьких первотолчков, которые могут постоянно поддерживать циклические колебания. Эта теория имеет достаточно сложное объяснение, и здесь мы ограничимся только физической аналогией.

    Например, морской ветер, который дует равномерно в одном направлении, тем не менее собирает воду на поверхности моря в волны. Точно так же решения о покупке новых капитальных благ, потребность в которых накапливается постоянно, могут "собираться" в периоды, и хозяйство будет расти как бы "толчками".

«Депрессия и подъем» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 2

Депрессией называется состояние хозяйства, при котором на всех рынках наблюдается понижение уровня спроса. В условиях депрессии кривые спроса на всех рынках смещаются влево (спрос несколько падает). Это означает сокращение производства и сокращение занятости.

Промышленный цикл К.Маркса и его фазы

Рисунок 1. Промышленный цикл К.Маркса и его фазы

Определение 3

Подъемом называется ситуация в хозяйстве, при которой на всех рынках наблюдается повышение уровня спроса. При подъеме кривые спроса на всех рынках сдвигаются вправо (спрос увеличивается). Это означает увеличение производства и увеличение занятости.

Давайте рассмотрим, каким образом все рынки хозяйства могут быть "втянуты" в одинаковое состояние.

Причины начала депрессии или подъёма

Началом депрессии может быть любое событие, способное вызвать заметное падение спроса на рынках благ.

Определение 4

Депрессия происходит от лат. depressio (буквально - "подавленность") и означает угнетённое, подавленное состояние чего-либо.

Если отдельный потребитель или отдельная семья решит покупать больше огурцов и меньше молока, это практически никак не скажется на общем равновесии хозяйства. Но если большое количество потребителей (например, 50%) решит сделать тоже самое, то это не останется незамеченным. Или, например, все потребители могут решить, что им нужно сберегать больше денег, то совокупный спрос упадёт на всех рынках.

Но потребители вряд ли могут изменить свой спрос в одном направлении без какой-либо причины. Следовательно, побудить их сделать это может какое-либо событие. Существуют следующие вероятные причины заметного изменения спроса на рынках благ.

  1. Политическое событие. Причина одновременного изменения спроса или предложения может быть неэкономической. Например, политический конфликт двух государств или даже начало войны между ними непременно приведут к изменению поведения и населения, и фирм, и государства.
  2. Изменение государственных расходов. Другим источником неожиданных и заметных изменений спроса являются действия такого крупного покупателя на рынках хозяйства, как государство. Может колебаться как структура, так и величина государственных расходов (G). Государство может решить уменьшить расходы на строительство дорог и увеличить расходы на оборону. Как следствие возникнет сильное сокращение спроса на услуги фирм, занимающихся строительством дорог.
  3. Изменение затрат на производство. Может произойти событие, значительно изменяющее затраты большого количества фирм. Если, например, неожиданно ухудшатся условия ловли сельди в одном из мест побережья, то это вряд ли приведёт к заметному изменению равновесия во всем хозяйстве. Но если неожиданно подорожает какое-либо сырье, которое используется большим количеством производителей, это заметно скажется на затратах. Например, сильный неурожай зерна в хозяйстве, где производством и использованием этого промежуточного блага занимается большое количество фирм. Или подорожание ввозимых из-за границы ресурсов, которые используются всеми фирмами.

    Повлиять на затраты ВСЕХ фирм может также правительство - путём ввода нового или увеличения уже существующего налога (например, НДС), который увеличит затраты фирм.

  4. Технологическое открытие. Причиной одновременного изменения спроса фирм или потребителей может быть изобретение нового способа производства (приведёт к увеличению спроса фирм на новое оборудование и уменьшению спроса на "старое") или нового блага(приведёт к увеличению спроса потребителей на новое благо и к уменьшению спроса на "старые").

  5. Деловые циклы. Даже при полном отсутствии других причин спрос на всех рынках благ может изменяться в результате такого явления, как деловые циклы.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot