Понятие и сущность неортодоксальной экономики
Неортодоксальная (альтернативная) экономика – это всевозможный спектр альтернативных получивших признание в обществе экономических взглядов и идей, а также теорий, учений и практик.
То есть фактически это те экономические теории, которые по тем или иным причинам, не получили всеобщего признания и не включены в политику международных экономических организаций.
На разных этапах развития экономической мысли большинство экономических теорий и школ в первое время своего существования признавались неортодоксальными, поскольку не соответствовали содержанию доминирующих в обществе на тот момент экономических школ.
Идеи меркантилизма были господствующими, начиная с ХV-XVII веков, в то время как теория Адама Смита до начала XIХ века считалась неортодоксальной, в последствии же получив поддержку Давида Рикардо и иных ученых-экономистов она получила доминирующее положение. Однако в 1870-1890-х годах с главенствующего положения она была смещена теориями маржиналистов, в результате чего стала доминировать неоклассическая экономическая теория Маршалла. Опять же макроэкономические успехи неортодоксальной кейнсианской теории в период Великой депрессии привели к смещению маржинализма. Затем на смену кейнсианству приходят неоклассические теории, которые в принципе принимают положения ранее разработанных теорий.
Современное состояние и перспективы развития неортодоксальной экономики
Различные школы и направления альтернативной экономики в последние годы стремятся к выработке единого концептуального аппарата. Они стараются выйти за рамки ортодоксальных догматов, что в большей степени обусловлено влиянием радикального настроения общества, получившего начало в 1960-1970-х годах.
К числу неортодоксальных школ относят институционализм, феминизм, марксизм, посткейнсианство, социоэкономику, шумпетерианство, политическую экономию международных отношений, экологическую политическую экономию или политическую экономию развития.
При этом основной современной тенденцией развития неортодоксальной экономики считается рост числа ученых, относящих себя к неортодоксальной школе в широком смысле этого слова без выделения конкретного направления. Данный класс ученых считает, что неортодоксальная экономика в ближайшее время станет единой наукой, объединяющей ее различные направления.
Последние сорок лет ХХ века ознаменовались интенсивным развитием неортодоксальных экономических школ и теорий, появлением организаций, исследующих проблемы в области безработицы, стагфляции, управления и иных экономических процессов.
Результатом интенсивной работы стало признание факта необходимости выработки единой концепции неортодоксальной экономики, способной объединить идеи различных ее направлений с целью выявления тенденций к сближению теорий и выработки на ее основе альтернативных способов управления экономическими процессами.
Принципы современной неортодоксальной экономики
К числу принципов современной неортодоксальной экономики можно отнести следующие принципы:
- исторической специфичности, который подразумевает, что основу экономических процессов формирует историческое развитие общества. Ярким примером такой теории является марксизм, который уделяет исследованию данного вопроса, в том числе классового неравенства, значительное внимание;
- кумулятивной и круговой причинности, основанный на исследовании открытой системы, характеризующейся взаимосвязанными переменными и меняющимися во времени коэффициентами связей. Значимость переменных не всегда одинакова, как и их состав. Фактически он определяется историческими и институциональными условиями, которые подлежат изучению. Открытая система характеризуется взаимодействием переменных внутри ее и воздействием на них эволюционных процессов, в результате чего только случайным образом можно избежать изменений в процессе воспроизводства;
- неоднородности агентов, суть которого заключается в признании представителями неортодоксальных теорий разъединяющей роли асимметричного распределения богатства, доходов и власти. Принятие таких различий делает разрабатываемые экономические модели более соответствующими действительности, что способствует решению проблем взаимодействия общественных структур и свободной личности;
- противоречия, суть которого заключается в признании наличия эндогенных противоречивых процессов. Это один из наиболее широких и общих принципов неортодоксальных учений, объединяющий аналогичные процессы, исследуемые различными школами. В основе данного принципа находится утверждение о том, что во всех открытых системах имеют место эндогенные аномалии, связывающие между собой противоположно направленные силы. Выявление общих противоречий изначально затруднялось недоработкой неортодоксальных теорий, однако на сегодняшний день они могут быть признаны практически полностью разработанными. Как итог, общие противоречия в области автономной формы рыночной экономики и процесса созидательного разрушения обнаружены последователями Поланьи, шумпетерианцами и иными авторами. Представители марксизма, посткейнсианства и институционализма осуществляли исследование противоречий между промышленностью и финансами и так далее;
- неравномерного развития, суть которого состоит в том, что представители неортодоксальных экономических теорий поставили под сомнение ортодоксальную теорию глобальной конвергенции. Исторические, глобальные и локальные факторы, влияющие на экономическое развитие, настолько сложны, что специалисты признали влияние не только сил конвергенции, но и неравномерного развития. Согласно указанному принципу возможности повышения уровня жизни отдельной нации, или населения региона, местности ограничены, как и скорость их развития.