Понятие неортодоксальной альтернативной экономики
В своем становлении и развитии экономика как наука прошла множество стадий. Ее развитие и трансформация происходят до сих пор. Одной из отраслей научного экономического знания выступает неортодоксальная экономика.
Для того, чтобы разобраться в том, что же из себя представляет неортодоксальная экономика, необходимо разложить данное понятие на составные части (рисунок 1) и рассмотреть каждое из них в отдельности.
Рисунок 1. Неортодоксальная экономика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экономика представляет собой множественную совокупность общественных наук, которые занимаются изучением процессов производства, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. В центре ее внимания лежат типичные поведенческие модели и мотивы, лежащие в основе данных процессов.
Предопределяющее значение в экономике играют экономические блага, посредством которых обеспечивается удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей. Вся совокупность экономических благ делится на две группы:
- товары;
- услуги.
Именно они лежат в основе функционирования всех экономических систем.
Если с экономикой в целом все понятно, то неортодоксальность как феномен, зачастую вызывает определенные трудности с ее пониманием.
Само слово «ортодоксальность» имеет древнегреческие корни и в дословном переводе на русский язык означает «последовательность» или «приверженность правильному учению». Соответственно, неортодоксальным принято называть нечто, нетрадиционное или не соответствующее общепринятым взглядам.
Таким образом, под неортодоксальной или, как ее еще принято называть, «альтернативной» экономикой следует понимать широкий спектр альтернатив, противопоставленных идеям и практикам, доминирующим в обществе. Также ее принято определять в качестве экономических школ и идей, не попавших в мейнстрим.
Основателями неортодоксальной альтернативной экономики принято считать Листа Ф., Книса К., Рошера В., Сисмонди Ж., Хильдербрандта Б. и Шмоллера Г.
Наиболее ярким представителей экономики альтернативного типа стал немецкий экономист Густав фон Шмоллер, подвергший жесткой критике принципы экономического либерализма. В частности он считал, что в основе любой экономической теории должно лежать конкретно-историческое исследование, затрагивающее такие вопросы, как:
- намерения, которыми обладают хозяйственные индивиды;
- уровень научно-технического развития общества;
- характер природных условий, социальных институтов и прочих факторов, которые определяют поведенческие особенности индивидов.
Помимо прочего, он был ярым сторонником государственного вмешательства в экономику и в основе прогресса видел повышение роли этических начал в экономике.
Впоследствии «экономизм» Г. Шмоллера получил свое развитие в труда М. Вебера и В. Зомбарта, которые наряду с экономическим анализом активно использовали социологические методы.
Формирование школ неортодоксальной альтернативной экономики
Обращаясь к ретроспективному анализу экономической мысли, многие экономические школы могут быть отнесены к категории неортодоксальных. Так, например, в XV-XVII вв. широкое распространение получили идеи меркантилизма. Теория А. Смита вплоть до начала XIX столетия считалась неортодоксальной и лишь позже, заручившись поддержкой Д. Рикардо и ряда других экономистов, стала общепринятой и смогла занять доминирующие позиции в обществе.
Позже, в 1870-1890 гг. на смену классической политэкономии пришел маржинализм. Господствующая доктрина уступила место неоклассической экономической теории А. Маршалла, которая несколько десятков лет спустя также была заменена кейнсианством.
В сущности, всю совокупность неортодоксальных (альтернативных) экономических школ принято делить на две группы (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура неортодоксальной экономической теории. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждая из них имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.
Традиционная (историческая) неортодоксия в экономике
Первая группа неортодоксальной альтернативной экономической теории представлена большим количеством исторических школ экономики. Иначе ее принято называть традиционной. Она включает в себя множество экономических теорий (посткейнсианство, теория социальных порядков, экономика соглашений и пр.), общей чертой которых выступает постулат о необходимости интеграции экономики с иными социальными науками.
Все они в той или иной степени указывают на взаимосвязь экономики с другими научными дисциплинами. С одной стороны подобная позиция вызывает отвлечение от изучения реальных процессов, а с другой – содействует постоянной критике исследований прикладного характера с точки зрения общей методологии.
Считать теории традиционной ортодоксии лишенными значимости не совсем верно. Они по-прежнему выполняют ряд важнейших функций.
Прежде всего, речь идет о так называемой «интеллектуальной археологии», обеспечивающей учет важных и интересных концепций, «потерянных» в процессе развития экономической теории, но крайне важных для современных исследований.
Помимо этого, они обеспечивают аналитическую проработку проблем, не охваченных мейнстримом, стимулируя его, таким образом, к активным исследованиям в данной области. Наконец, именно благодаря им обеспечивается экспериментальная проработка экономических законов на основе альтернативного понимания сущности социальных наук, философии наук и основополагающей методологии.
Новейшая неортодоския в экономике
Вторая группа неортодоксальной альтернативной экономической теории именуется новейшей неортодоксией. Как правило, она представлена теоретическими подходами, непосредственно связанными с интеграцией естественных и социальных наук. К ним относится экологическая, эволюционная, поведенческая экономика, биоэкономика и эконофизика и пр. в наибольшей степени они характерны для современного этапа общественного развития.
В отличие от традиционных неортодокласльных экономических теорий представители новейшей неортодоксии пользуются более сложным математическим аппаратом. Как правило, они имеют более четкую позитивную программу, хотя их парадигма, зачастую значительно менее развита, нежели в неоклассике или мейнстриме.
В современном мире для распространения новых неортодоксальных подходов к экономической теории существуют определенные препятствия. В первую очередь они упираются в сравнительную молодость торий и нехватку накопленного материала для защиты своих положений. Помимо прочего, сюда добавляются «технические» проблемы, связанные с необходимостью владения исследователем и рецензентами (слушателями) специфического научного инструментария (психология, физика, эволюционная теория игр и пр.), зачастую превышающего базовые стандарты подготовки исследователей.