Антимонопольное регулирование – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер, направленных на то, чтобы не допустить чрезмерной монополизации рынка, препятствующей добросовестной конкуренции и развитию национальной экономики.
Конкуренция и антимонопольное регулирование в России
Государство, являясь ведущим субъектом рынка, стремится к законодательному урегулированию конкуренции. Эта лежит в основе главного направления государственной деятельности – антимонопольном регулировании.
Рынок – это основная структурная единица национальной экономики, благодаря ему осуществляется эффективное взаимодействие производителей и потребителей. Функционирование рынка во многом зависит от общего числа производителей и потребителей, участвующих в процессе обмена денег на блага.
Конкуренция выступает специфическим видом рыночных взаимоотношений, целью которых становится потребность превзойти других участников рынка. Конкуренция – это катализатор роста эффективности рынка, поскольку она стимулирует эффективность деятельности хозяйствующих субъектов за счет улучшения качества, объемов предоставляемого блага и сокращения его цены.
В рыночных условиях конкуренции отведены ряд функций: регулирование; мотивация; распределение; контроль.
Конкуренция – это действенный механизм повышения количества и качества товаров (услуг) при наличии соизмеримого уменьшения их стоимости.
В сфере конкуренции государство реализует политику по следующим направлениям:
- интенсификация научно-технического прогресса за счет повышения эффективности и сокращения продолжительности разработки и ввода в производство передовых технологических и научных разработок, способствующих увеличению ассортимента и качества, снижению цен реализуемых на рынке благ;
- поддержание добросовестной и справедливой конкуренции на нормативно-правовом уровне;
- формирование условий для результативной и эффективной конкурентной борьбы.
Роль монополий в российской экономике
Монополия представляет собой одну из моделей функционирования рынка, на котором существует один производитель и множество потребителей.
Характерные черты монополии:
- наличие единственного производителя определенного блага;
- из-за уникальности представляемого монополистом блага его нельзя заменить другим благом;
- один производитель контролирует цену и количество конкретного вида блага;
- невозможность или трудность входа на рынок для новых производителей аналогичного блага.
Неизбежное стремление рынка к монополизации обусловлено тем, что эффективное функционирование производителя подразумевает контроль над рынком.
Создание предпосылок для добросовестной конкуренции и снижения монополизации на рынке осуществляется за счет механизмов государственной антимонопольной политики. Ее важнейшая функция в развитии экономики связана с созданием условий для роста конкурентоспособности отечественных производителей в целом.
На практике проблемы реализации грамотной антимонопольной политики связаны с преимущественным использованием экономических механизмов, не достаточно развитых в России.
Традиционно, в нашей стране доминировала такая форма экономических отношений, как монополия. Вместе государственные отечественные монополии обладали множеством противоречий: с одной стороны, монополия повышает управляемость процессов экономики, а с другой — отсутствие внутреннего механизма препятствования повышает риск злоупотреблений.
Негативные последствия функционирования различных естественных монополий связаны с отсутствием конкурентной среды, ценовыми диспропорциями и перекосами. Вместе с тем, нельзя не отметить высокую значимость монополий для отечественной экономики, которая выражается в следующих аспектах:
- создание большого числа рабочих мест;
- формирование производственной и социальной инфраструктуры;
- монополии остаются ключевым источником налоговых поступлений в российский бюджет.
Вследствие деятельности монополистических структур, экономика нашей страны ежегодно теряет несколько пунктов валового внутреннего продукта из-за слабости конкурентной среды.
С учетом превалирующего большинства крупных предприятий, российский рынок характеризуется небольшой тенденцией улучшения конкурентной среды. Монополизация отечественного рынка незначительно снижается: так, естественные монополии в объеме отгруженной продукции собственного производства снизили свою долю с 37% в 2006 году до 21 % в 2019 году.
Современный этап развития российской экономики, по-прежнему, характеризуется доминированием крупных корпораций. Так, корпоративный сектор России по большей части представлен такими структурами, как олигополии и монополии. В сумме валового внутреннего продукта страны такие структуры занимают почти 80 %. Монопольные структуры сегодня доминируют в топливно-энергетическом комплексе, металлургической и машиностроительной отраслях, в электроэнергетике, в сфере транспорта, телекоммуникаций и торговли. Для России экономикообразующие отрасли всегда были представлены газовой и нефтяной отраслями, характеризующимися высоким уровнем монопольной власти.
В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы потенциала монополистических структур с позиции их вклада в развитие научно-технологического потенциала национальной экономики. Российская экономика остро нуждается в переходе к новому технологическому укладу, тогда финансово-экономические возможности для подобного перехода находятся в распоряжении только у крупных бизнес-структур. Крупный бизнес и монополии способны сконцентрировать ресурсы, необходимые для модернизации отечественной экономики. Кроме того, крупный бизнес обладает доступом к тем информационным ресурсам, которые сегодня могут стать катализатором научно-технологического развития России.