Особенности рыночной экономики
Экономическая система страны представляет собой процесс производства, включающая также процессы распределения, сбыта и доведения произведенных экономических благ до конечного потребителя. Система рыночных отношений подразумевает свободу экономических действий, как продавцов, так и потребителей. В отношении производителей здесь имеется ввиду свободное ценообразование и свободная конкуренция, где производитель имеет право не только реализовывать создаваемую им продукцию, но также самостоятельно распоряжаться своим имуществом и доходами. Потребитель же имеет право выбора для совершения покупки или отказа от нее, при этом свобода потребителя ограничена свободой продавца. Именно, последний устанавливает цену на свою продукцию, исходя из заложенных в нее стоимости производственных издержек и прогнозируемой нормы прибыли.
Надо сказать, что в настоящее время экономические системы различных стран представляются собой гибридные экономические модели. То есть, экономика страны обычно включает в себя элементы традиционной, командной, рыночной форм. Традиционные экономические отношения, как правило, представлены народными промыслами, которые в основном выполняют культурную функцию.
Командные элементы экономики выражаются в управлении определенными сферами хозяйственных отношений государством. Такое регулирование позволяет сохранять безопасность страны, а также защищать ее интересы на международном уровне. Кроме того, контролирующая функция государства в некоторых областях экономики позволяет сохранять стабильность социальной обстановки в стране. Рынок же охватывает собой все производственные сферы. Такой тип отношений позволяет создавать ресурсы для накопления капитала и денежных средств. Кроме того, рыночная экономика является гибким механизмом, способным реагировать на постоянно изменяющиеся факторы внутренней и внешней среды. В рыночных отношениях осуществляется взаимодействие между спросом и предложением, где спрос формируется потребителем.
Теория потребительского поведения
Вся цепочка производства, как правило, ориентируется на спрос конечного потребителя. Поведение потребителя обычно рассматривается не только с экономической, но и с психологической стороны. Объясняется это тем, что со стороны потребителя на решение о покупке влияют не только ограничения в денежных средствах, но и определенные не экономические факторы. Индивидуализация потребностей влечет за собой развитие качества предлагаемых экономических благ, с другой стороны, она может способствовать перераспределению спроса, а как следствие, к снижению предложения в определенных областях экономики.
В экономической науке большое внимание уделяется потребительскому поведению. Вызвано это рядом причин:
- поведение потребителей не однородно, даже при некоторых схожих параметрах;
- каждый потребитель обладает набором индивидуальных качеств, что определяет его потребности;
- потребление имеет тенденцию к неограниченному росту;
- потребность может быть удовлетворена разными благами, в зависимости от предпочтения индивида;
- одно благо может соответствовать разным запросам;
- внешние факторы действия на потребителя (реклама, социальный статус, возраст, половая принадлежность и т.д.);
- ограниченность ресурсов.
Таким образом, необходимо привести все индивидуальные особенности потребителей к определенному общему знаменателю, чтобы иметь возможность максимально эффективно осуществлять предложение в условиях рынка.
В экономической теории существует несколько школ, занимавшихся вопросом определения поведения потребителя. Однако, стоит выделить один из важнейших факторов, определяющих потребительский спрос, а именно, полезность экономического блага.
В настоящее время теория спроса потребителя основана на следующих принципах:
- ограничение денежных средств покупателя;
- цена не зависит от спроса отдельного покупателя;
- каждый покупатель знает свою предельную норму полезности приобретаемого экономического блага;
- потребитель стремится к максимально возможной полезности.
При этом покупатели хотят потреблять различные экономические блага. Даже при обладании каким – либо товаром, потребитель стремится к получению дополнительного блага, если его полезность высока.
Потребитель рассматривается, как объект с определенным набором привычек, то есть, если он заинтересован в покупке некоторых экономических благ, то с большой долей вероятности он приобретет их аналоги. Если же потребитель индифферентен к определенной группе товаров, то скорее всего он будет равнодушен к любому, отдельному товару из этой группы. Однако, он будет готов поступится полезностью блага в пользу получения большего количества аналога.
Предельная полезность продукта обратно пропорциональна его количеству, находящемуся во владении покупателя.
Кроме того, по степени влияния потребностей можно выделить:
- жизненно - важные, без которых невозможно существовать;
- потребности, от которых можно отказаться, но без их удовлетворения уровень жизни будет низким;
- потребности, влияющие на развитие потребителя (без них можно обойтись).
То есть, выбор покупателя зависит от его дохода и определяется его заботой о собственном благе. Основа выбора – предельная полезность приобретаемого экономического блага.
Роль потребителя в рыночной экономике
Целью экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений является получение максимальной прибыли. Для решения данной задачи производителем устанавливается цена, максимальное значение которой ограничено потребительским спросом. Покупатель прежде всего ориентируется на максимум полезности приобретаемого им блага. Для рыночной экономики характерно наличие большого числа производителей, то есть рынок, как правило, бывает насыщен, поэтому возникает конкуренция между продавцами за право продажи своей продукции или услуг. То есть, покупатель своим поведением влияет на оптимизацию издержек производства производителей. А так же, оказывает влияние на развитие технологических и сбытовых производственных стадий.
Стимулирование спроса возможно за счет использования не экономических методов, таких как, маркетинговые, рекламные мероприятия, повышение уровня сервиса и гарантийного обслуживания.