Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Международная торговля

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Экономика / Международная торговля
Международная торговля

Международная торговля и ее специфические черты

Международная торговля является сложной экономической категорией, рассмотрение которой можно осуществлять с трех позиций:

  • Организационно-технической;
  • Рыночной;
  • Социально-экономической.

Рассмотрение международной торговли с организационно-технической позиции предполагает изучение физического обмена продукцией и услугами среди государственно оформленных национальных хозяйств. Большое внимание в данном случае уделяется проблемам закупки конкретной продукции, ее движению между контрагентами, пересечению государственных границ, расчетам и др.

Рыночная позиция – это определение международной торговли в качестве совокупного международного спроса и предложения, материализуемых в двух товарных потоках: мировом экспорте и мировом импорте. Под мировым совокупным спросом понимается объем производства продукции, которую производители могут предложить на мировом рынке при текущем уровне цен.

Помощь со студенческой работой на тему
Международная торговля

Характеристика международной торговли с социально-экономической позиции – это рассмотрение мировых торговых отношений в качестве особого типа общественно-экономических отношений, которые возникают между странами в процессе обмена продукцией и услугами. Такие отношения имеют общемировой характер, так как взаимодействуют все страны и их экономические сектора.

Чтобы охарактеризовать международную торговлю, применяются следующие показатели:

  • Стоимостные и физические объемы международного товарооборота;
  • Общая структура, географическая и товарная;
  • Уровень индустриализации и специализации экспорта;
  • Коэффициент эластичности международной торговли, коэффициенты импорта и экспорта, условий торговли;
  • Внешнеторговые, экспортные и импортные квоты;
  • Баланс торговли.

Факторы, которые стимулируют международную торговлю

На развитие мировой торговли оказывают влияние многие факторы:

  • Социально-географические, которые проявляются в различии государств по географическому расположению, численности, хозяйственному опыту, навыкам, национальным привычкам и т.д.;
  • Природно-климатические факторы, т. е. различные климатические условия, обеспеченность природными ресурсами и т.д.;
  • Технико-экономические, поскольку в странах существует разный уровень технического и экономического развития;
  • Научно-технические, в частности НТП, который способствует периодическому обновлению продукции, увеличению номенклатуры товаров и повышению их сложности.

Таким образом, мировая торговля и мировое разделение труда имеют огромное значение для хозяйственной деятельности. С их помощью необходимая продукция производится в больших объемах, лучшего качества и с меньшими издержками.

При изучении международного разделения труда, А. Смит высказал предположения о том, какую продукцию выгодно импортировать, а какую экспортировать, что называется теорией абсолютных преимуществ.

Абсолютное преимущество имеет место тогда, когда одно государство производит данную продукцию с меньшими(явными) затратами, чем другие страны.

Позднее Д. Рикардо разработал теорию сравнительных преимуществ.

Проявление сравнительных преимуществ происходит тогда, когда одно государство может производить товары с меньшим количеством альтернативных издержек.

На сегодняшний день функционируют международные организации в сфере международных торговых отношений:

  • ЮНКТАД – Конференция ООН в области торговли и развития, созданная в 1964 году и объединяющая более 188 стран. Функцией данного органа является решение проблем международной торговли, а также экономического развития сравнительно молодых государств.
  • ВТО – всемирная торговая организация, которая решает спорные вопросы и проблемы в международной торговле.
  • EACT. Цель Европейской ассоциации свободной торговли – создание должных условий для осуществления свободной и взаимной торговли между странами-участницами.

Тенденции развития мировой торговли

На сегодняшний день ни одна страна не в состоянии развиваться без интеграции в мировую экономическую систему. При этом существует прямая пропорциональная связь степени интеграции в мировую систему хозяйствования и уровня развития экономики внутри страны. Обычно, если высок уровень интегрированности государства в экономическое пространство мира, то высоким является уровень развития его внутренней экономической системы, и наоборот.

Замечание 1

Внешнеэкономические связи в современном мире – это важный экзогенный фактор, который существенно влияет на устойчивость и динамику развития экономики страны, становление ее структуры, эффективное функционирование.

Во многих странах динамичное развитие внешних экономических отношений является катализатором внутреннего роста экономики.

Замечание 2

Основной формой международных хозяйственных отношений по-прежнему является внешняя торговля, опережающая другие типы внешнеэкономических связей по стоимостным показателям и динамике движение капиталов.

Стимулируют быстрое развитие мировой торговли информационные технологии.

Международная торговля современного мира развивается достаточно стремительными темпами. Основными тенденциями развития мировых торговых связей являются:

  • Преимущественное развитие торговых отношений в сравнении с материально-производственными отраслями и всей хозяйственной системы мира в целом;
  • Увеличение доли продукции обрабатывающей отрасли, где более 40% занимает продукция машиностроения;
  • Увеличение роли развитых государств и Китая;
  • Важнейшее направление развития внешних торговых отношений – это внутрифирменная торговля в границах транснациональных корпораций;
  • Расширение торговли услугами, которое осуществляется несколькими способами: трансграничные поставки, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц, которые являются поставщиками услуг.