Медиаэкономика в современном мире
Медиаэкономика – это область научного знания, исследующая принципы функционирования средств массовой информации.
Изучение средств массовой информации стало одной из приоритетных задач экономистов нашего времени. Прежде всего, это связано с большим влиянием СМИ на сознание широких масс населения. Они активно используются в качестве инструмента формирования определенных политических и идеологических взглядов. Кроме того, медиапредприятия стали источником формирования больших доходов. Современные СМИ – это сложная система взаимоотношений, складывающихся не только между производителями и потребителями. В этой связи появилось большое число различных концепций и подходов к их изучению.
Исследование СМИ происходит на стыке фундаментальных дисциплин. Медиаэкономика предполагает их изучение с двух сторон:
- Медиа-ориентированная теория рассматривает значительную автономию медиапредприятий от политических и экономических национальных систем.
- Социально-ориентированный подход рассматривает изменения в обществе, которые несет за собой функционирование медиапредприятий.
СМИ оказывают воздействие не только на идеологические взгляды общества, но и на культурную составляющую. Они способствуют распространению различных идей, представлений, ценностей. Прежде всего, исследуются принципы формирования медиаструктур, отношения собственности, складывающиеся между субъектами медиарынка, а также функционирование общества с точки зрения СМИ.
Особенностью медиаэкономики является двоякость создаваемого блага. Предприятия сферы СМИ производят информационный продукт, облачая информационный ресурс в востребованную потребителем форму. Привлекая аудиторию, постоянно изучая ее вкусы средства массовой информации способны создавать лояльное отношение, что положительным образом сказывается на продаже услуг рекламодателям. Крупнейшими статьями доходов медиапредприятий является предоставление доступа к своей аудитории.
Теоретическое изучение СМИ
Различные концепции изучения экономических явлений определяют специфику инструментов исследования СМИ:
- Материалистический подход предполагает исследование структуры экономических связей между субъектами, отношения собственности, функционирование экономических агентов в условиях рынка.
- Традиция, сложившаяся в период расцвета политэкономии, изучает дисбалансы глобального потока информации. Именно это направление первым заявило о необходимости создания прикладной научной дисциплины – медиаэкономики. Основная идея заключалась в предоставлении доступа к информации для мировой общественности.
- Марксистский подход рассматривает сферу СМИ как производственную. Здесь создаются товары и услуги, востребованные домашними хозяйствами и субъектами экономики. Кроме того, средства массовой информации позволяют формировать определенную идеологическую направленность в обществе.
- Франкфуртская школа сосредоточилась на изучении влияния рыночных отношений на медиапредприятия. Считается, что культура определяет принципы создания новых культурных форм, а особенности функционирования рынка влияют на все сферы жизни человека, в том числе на СМИ.
Теоретические подходы к изучению СМИ способствовали формированию такого направления как медиаэкономикс. Оно реализует принципиально новый подход к анализу отношений между медиапредприятиями и рекламодателями. В середине семидесятых впервые было выдвинуто предположение, что основным товаром СМИ является не информация, а аудитория. Они продают доступ к своим потребителям рекламодателям. Приоритет отдается тем продуктам, которые смогут расширить интерес аудитории. Продукты, востребованные обществом, составляют лишь пятую часть всей работы современных СМИ.
Современные концепции исследования СМИ
Исследователи Великобритании в области медиаэкономических отношений особое внимание уделяют связи СМИ с политическими структурами. СМИ долгое время используются в качестве инструмента продвижения различных общественных идей и идеологии. Власть применяет ее инструменты для воспроизведения и сохранения своей структуры. Получается, что медиапредприятие занимается производством материальных и нематериальных ценностей. Поэтому прибавочная стоимость, формируемая в отрасли коммуникаций, так же имеет две стороны – являет собой коммерческий доход и идеологическую прибыль в сфере функционирования СМИ.
Средства массовой информации ограничены территорией. Они вступают в конкурентную борьбу друг с другом за аудиторию и рекламодателей. Так же они конкурируют за объем дохода, часть рынка технической и творческой рабочей силы. Представители политэкономического направления предлагают рассматривать функционирование медиапредприятий не только, как коммерческих субъектов хозяйствования, но и как средство формирование культурной или идеологической сверхприбыли.
Одной из глобальных проблем развития СМИ считается стремление крупных концернов к монополии. Собственники получают возможность ограничивать доступ к информации, искажать ее в собственных интересах. Богатые рынки провоцируют создание конгломератов из медиапредприятий, способных подавить нравственную и этическую сторону существования средств массовой информации.
Объединение медиапредприятий и властных сил может привести к созданию «модели пропаганды». Такая модель способствует оправданию неравномерного распределения богатства и власти. У отдельных лиц и структур появляется возможность влиять на сознание населения. Модель пропаганды подтверждает другую теорию СМИ, которая рассматривает процесс формирования идеологии в качестве причины перехода к индустриальной прессе. Происходит интеграция средств массовой информации в рыночную экономику, а значит, медиапредприятия выходят на путь создания долгосрочной устойчивости на рынке. Для этого ими организуются устойчивые связи с политической и законодательной властью.