Газета – это печатное периодическое издание, которое выходит под постоянным названием не реже одного раза в месяц.
Начальные этапы развития газетной индустрии
Своим возникновением газетная индустрия обязана развитию рыночной экономики и гражданского общества, а также технологическому прогрессу. Это позволило газетному бизнесу достичь тех масштабов производства, которые вывели его на уровень самых прибыльных предприятий в экономике современности. Газеты стали издаваться после изобретения в 1440 году Иоганном Гуттенбергом печатного станка. Сам Гуттенберг принимал участие в создании первой печатной книги – инкунабулы, которая была выпущена в августе 1457 года.
Развитие газетной индустрии долгое время тормозилось низким уровнем развития ее экономических основ, что не давало получать необходимую прибыль. Во Франции и Великобритании первые газеты для их издателей были не экономическими предприятиями, а скорее органами политических течений. Пресса в США стала развиваться с местных еженедельников, прибыль от которых складывалась их доходов от подписки и реализации. Большую значимость на ранних стадиях развития печати имела фигура владельца журналов и газет, который одновременно выполнял обязанности и журналиста, и оператора, и главного редактора.
Несмотря на то, что появление первых газет связано с периодом с 16 по 17 век, массовая пресса, предшественница современной печати, стала зарождаться только в первой трети 19 века. Это произошло в результате индустриальной и технологической революции, которые повлекли за собой развитие промышленности, урбанизацию, повышение грамотности, развитие общественных коммуникаций и т.д.
Первые отголоски коммерциализации газетного производства прослеживались в США в первой трети 19 века. Тогда экономика газет противостояла британскому налогу на объявления, который был принят в 1765 году. Однако, конгресс США выступил против данной формы налогообложения, поэтому после ее отмены в 1766 году американские газеты получили свободу экономической деятельности.
Развитие газетной индустрии в США в 19 веке характеризовалось расширением аудитории, удешевлением производства, совершенствованием системы распространения.
Формула прибыльности была открыта в 1833 году Бенджамином Дэйем и New York Sun. Основой содержания газеты стали местные сплетни и скандальные полицейские хроники, на рекламу отводилось около 37,5 объема, сокращалась стоимость газеты, а ее распространение было перенесено на улицы.
Формула успеха газеты New York Sun выглядела следующим образом:
Успех = сенсационное содержание + большой объем рекламы + доступная цена + недорогое распространение
Весь 19 век развитие американской прессы строилось на борьбе за прибыльность.
По аналогии развивалась газетная индустрия в Великобритании. Газетный бизнес раньше, чем где-либо в Европе, стал переходить на принципы самоокупаемости. Развитие в середине 19 века массовых воскресных газет, а затем ежедневных позволило построить «новый журнализм», т.е. издавались газеты, формирующие вокруг себя массовую аудиторию. Это позволило создать, как и в США, большое число грамотных потребителей, на которых рассчитывалась реклама потребительских товаров, представленная в газетах. Во второй половине 19-го века газетное производство коммерциализировалось: увеличивалась доля рекламы в прессе, росли тиражи, исследовалась аудитория массовых газет. В данный период начался процесс концентрации газетного бизнеса в руках больших и немногочисленных компаний.
Развитие газетной индустрии в Великобритании оказало существенное влияние на становление прессы современности по следующим причинам:
- Британский газетный бизнес продемонстрировал способы оптимизации производства газет на микроэкономическом уровне. Выделяются такие причины экономического успеха издания газет: снижение стоимости и увеличении тиража, большой уклон на рекламу, точное знание своей аудитории и ее постоянное изучение.
- Газетный рынок в Великобритании первым связал положение газетной индустрии с развитием технологий распространения информации.
- В Великобритании была выявлена прямая зависимость положения газетной индустрии от экономического развития и развития рынка рабочей силы, что позволило доказать тесную взаимосвязь микро- и макроэкономических явлений.
Британская модель развития прессы распространялась и за пределами Европы.
Дальнейшее развитие газетной индустрии
Весь 20-й век развитие газетной индустрии описывалось процессами, которые не утратили актуальность и в настоящее время. Первым из них является рост числа газет, находящихся в собственности цепочки газетных компаний. С сокращением количества владельцев изданий газетная индустрия трансформировалась в индустрию цепей, т.е. создавались объединения компаний, которые занимались выпуском газет на различных географических рынках. Данная тенденция наиболее явно проявлялась в США, однако в других странах газетная индустрия развивалась аналогичным образом.
С ростом числа газет, принадлежавших газетным группам, увеличивалось количество газетных компаний, которые являлись собственностью открытых акционерных компаний. Уходило в прошлое прежнее совмещение в одном лице и владельца, и журналиста, и гласного редактора.
В современных условиях экономического развития предприятия СМИ находятся в собственности ограниченного числа фирм. В таких важнейших секторах, как телевизионная индустрия, кинопроизводство, господствуют несколько крупных предприятий, однако, в газетной индустрии концентрация медиабизнеса в ограниченном числе лидеров достигает огромных размеров.
Сегодня газетная индустрия – это особый вид предпринимательской деятельности, который требует понимания его специфических характеристик.