Конвергенция – это процесс сближения, он является противоположным дивергенции.
Взаимодействие медиатехнологий, медиарынков и средств массовой информации
Важнейшей особенностью природы СМИ, которая серьезно влияет на медиаэкономику, состоит в их зависимости от технологического прогресса в сфере информационных технологий. В последние годы подтверждается тот факт, что восприимчивые к политическим изменениям и технологическому прогрессу медиасистемы имеют особый уровень динамизма. Скорость, с которой Интернет проникнул в массы, беспрецедентна. Для сравнения, аудитория американского радио лишь за 38 лет достигла 50 млн. человек, таких же цифр достигло телевидение за 14 лет, а Интернет всего лишь за 4 года.
Невозможно оценить однозначно комплексные последствия прогресса в информационно-коммуникационных технологиях для СМИ. Однако, становится очевидным, что с развитием ИКТ эволюционируют традиционные медиасистемы.
Обобщенно цепочку технологического прогресса в СМИ можно представить так: технологические изменения в СМИ влекут за собой структурные изменения в медиасекторе, в результате чего создаются новые медиапродукты и медиауслуги.
Между тем интернет-СМИ не представляют собой нового явления, переход к цифровым технологиям только означает развитие дополнительных возможностей, а не появление новых продуктов.
Современные ИКТ образуют единое экономическое и технологическое пространство, в котором взаимодействуют разделенные информационных продукты и коммуникационные услуги. Основу происходящих изменений составляет процесс дигитализации, т.е. перевода информации в цифровой формат. Именно единая цифровая среда дает стимулы к конвергенции технологий и отраслей экономики.
Информационно-коммуникационные технологии становятся важнейшим фактором преобразования экономической сферы и общества в современном мире. Прогресс технологий обуславливает рост инноваций, сокращается время между совершением какого-либо открытия и его внедрением, поэтому многие сферы постоянно трансформируются.
Структурные изменения, которые происходят в СМИ, основаны на таких технологических процессах, как дигитализация и конвергенция.
Дигитализация представляет собой перевод текстового, графического, звукового содержания СМИ в цифровой формат, который понятен современным компьютерам. Процесс дигитализации позволяет содержанию «транспортироваться» по любым каналам электронной коммуникации. Интернет таким образом становится особой информационной и коммуникационной средой, в которой медиапродукты за счет цифрового формата преодолевают традиционные «ограничители» СМИ. За счет дигитализации происходит конвергенция СМИ, медиатехнологий и медиарынков.
Вторым важнейшим процессом, составляющим основу изменений СМИ, является конвергенция. Конвергенция – это тот процесс, который в ближайшем будущем может изменить как структуру систем СМИ, так и медиаэкономику в целом.
Конвергенция представляет собой процесс схождения, взаимоуподобления. В медиаэкономике он обозначает интеграцию информационно-коммуникационных платформ.
Конвергенция одновременно наблюдается в различных сферах СМИ, однако суть данного процесса сводится к слиянию на разных уровнях.
На технологическом уровне конвергенция проявляется в слиянии технологий производства и распространения информации, что позволяет разным СМИ, будь то кабельные, телефонные сети или беспроводная спутниковая связь, доставлять аудитории одинаковое содержание. Важнейшая общая черта новых СМИ – это их «привязка» к экранам (телевизоров, компьютеров, смартфонов). Технологическая конвергенция также предполагает, что важной характеристикой современных сетей коммуникации становится их интерактивность. Другой результат конвергенции проявился в миниатюризации технических устройств.
На уровне медиаиндустрии проявление конвергенции сводится к тому, что объединяются предприятия, производящие домашнюю электронику, компьютеры, оборудование для телекоммуникационного сектора и т.д. Также интегрируются отрасли, связанные с производством содержания, и отрасли, производящие оборудование для СМИ. Необходимость создания контента повышает значение «имиджевой» и информационной индустрий. В результате конвергенции образуются огромные многонациональные предприятия, которые объединяют в себе ранее не связанные сектора экономики.
На уровне журналистики конвергенция проявляется в трех формах:
- Объединяются достаточно отдаленные и разобщенные средства массовой информации;
- Изменяются требования к журналистам;
- Появляются новые интегрированные жанры в СМИ, например, инфотейнмент, эдютейнмент и т.д.
Интернет и СМИ
На сегодняшний день интернет-аудитория во много раз превышает аудиторию печатных и вещательных СМИ.
По сравнению с традиционными СМИ on-line среда имеет множество преимуществ:
- Работа Интернета не ограничена временем, он функционирует все 24 часа;
- Информационное содержание в сети можно изменять неограниченное число раз, т.е. на любом этапе вносить корректировки;
- Интернет представляет собой большую базу данных, позволяющую хранить и использовать информацию при высокой скорости обработки;
- Интернет облегчает процессы коммуникации и взаимодействия на расстоянии;
- Интернет дает возможность общаться в реальном времени.
С появлением сети Интернет стала формироваться новая информационно-коммуникационная среда – NewMedia (новые СМИ), в которых решающее значение имеет контент.
Контент – это любое информационно значимое, содержательное наполнение информационных ресурсов.
Контент можно классифицировать по нескольким признакам:
- По степени уникальности: уникальный контент, который еще ни разу не публиковался в сети и не проиндексирован, и неуникальный, который уже имеется в базах данных поисковых систем;
- По форме подачи: текст, аудио, видео, изображение;
- По доступности: платный и бесплатный.