Медиасистемы – это совокупность инфраструктуры СМИ, технологического прогресса в индустрии медиа и систем СМИ в конкретном регионе.
Понятие медиа
Медиа – это обширное понятие, включающее в себя совокупность информационных средств, приемов, которые позволяют передавать конкретному потребителю сообщения в той или иной форме.
Часто говоря о медиа подразумевают под этим понятием средства распространения рекламы, а также всю совокупность средств коммуникации.
Медиа делятся на:
- Масс-медиа, куда относятся средства массовой информации;
- Директ-медиа, включающие коммуникационные системы передачи данных;
- Медиа-носители, т.е. самостоятельные носители информации;
- Социальные медиа – это средства коммуникации групп между собой в социальных сетях, блогах, на персональных сайтах и т.д.
Средства массовой информации являются составной частью политической системы конкретного общества. Поэтому каким является общество, таковой будет и система. При этом СМИ оказывают серьезное влияние на общество и его развитие. Они могут как содействовать прогрессу, так и тормозить его.
Индустрия медиа включает в себя высокоинтеллектуальную и высокотехнологическую деятельность по формированию образов, управляющих обществом. Цифровые коммуникационные технологии дают неограниченные возможности для применения интеллектуальных усилий в расширении информационных и развлекательных услуг.
Медиаисследования и особенности современного контента
Современные медиаисследования, так же, как и индустрия медиа в целом, находятся в зависимости от фундаментальных исследований в коммуникационной среде. Развитие Интернета и цифровых технологий обуславливают постоянные изменения в аспектах функционирования индустрии: в производстве контента, в его распространении, в практиках медиапотребления и т.д.
Для того, чтобы индустрия медиа приносила доход, она должна быть рефлексивна, т.е. должна быстро адаптироваться ко всем изменениям.
В современных условиях медиа-контент – это ключевой фактор маркетинговых стратегий. По прогнозам экспертов, спрос на локальные новости и СМИ останется неизменным, а отраслевые СМИ станут более востребованными. Это обусловлено тем, что популярность качественной журналистики и качественного верифицированного контента с каждым годом возрастает.
Конвергенция в качестве фактора преобразования медиасистем
Процессы конвергенции оказывают настолько большое влияние на СМИ, что захватывают практически все традиционные сектора медиэкономики. Например, «старые» СМИ, работающие в аналоговой форме, благодаря переходу к цифровому формату обретают общие свойства, что в свою очередь ведет к образованию «новых» онлайновых медиа. Развитие цифровых технологий сбора, обработки и распространения медиапродуктов влияет на такие важнейшие характеристики СМИ, как:
- Формы представления СМИ;
- Каналы распространения СМИ;
- Терминалы получения СМИ;
- Формы потребления СМИ.
Рассмотрим подробнее характер и результаты такого влияния.
При дигитализации (оцифровке) содержания практически любой продукт медиа получает медиаупаковку. Медиасодержание существует не только в традиционных формах СМИ (книга, газета, журнал, теле-, радиопередача и т.д.), а принимает оффлайновую или же онлайновую медиаформу (компакт-диск и сайт). Важнейшей особенностью цифрового формата СМИ становятся компактность упаковки и высокий уровень индивидуализации выбора.
Если говорить о каналах распространения СМИ, то онлайновый цифровой формат предполагает наличие у продуктов медиа мультимедийности и интерактивности. Под мультимедийностью понимается такая особенность СМИ, которая была приобретена за счет конвергенции текста, звука и изображения. Совместимость технологий передачи информации позволяет как новым, так и старым СМИ преодолевать границы времени и места. Например, ежедневная газета или же радиостанция после создания своей интернет-версии дают возможность читателям и слушателям знакомиться с информацией в любое время и в любом месте.
Растущая потребность в постоянном доступе к сети Интернет открывает большие перспективы беспроводной связи, которая осуществляется на основе низкоорбитальных спутников и переносных устройств.
В век цифровых технологий невозможно получать медиапродукты и медиауслуги без специальных терминалов, связанных с телекоммуникационной инфраструктурой. Наиболее распространенными устройствами получения СМИ являются: смартфоны, телевизоры, компьютеры. Все они в разной степени могут принимать медиапродукты.
Многие исследователи сходятся во мнении, что существующие терминалы получения СМИ имеют промежуточный характер, поскольку с развитием современных технологий станут появляться новые устройства.
Новые СМИ обладают одним неоспоримым преимуществом перед старыми – интерактивностью, т.е. возможностью давать обратную связь. В печатных СМИ интерактивность практически невозможна, поскольку письмо или звонок в газету не могут повлиять на содержание. Интерактивность же позволяет пользователям создавать свое содержание, активно формировать собственную информационную и развлекательную базу.
Известными формами интерактивности в современных коммуникационных средствах являются «человек-машина» (взаимоотношения с компьютером, базами данных) и «человек-человек» (проявляется в мобильной связи). Интернет интегрирует данные формы и предоставляет пользователям большую свободу действий.
В современном обществе интерактивность играет большую роль, поскольку экономика СМИ во многом зависит от размера аудитории. Интерактивность же влечет за собой адресную направленность СМИ, что подрывает ее массовость, размеры аудитории сужаются. В медиаиндустрии данный фактор может полностью изменить экономику многих медиапредприятий. В новых условиях развития общества основу экономики СМИ составляет не уникальность способов доставки содержания массам, а производство самого содержания.