Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономическая медиаполитика зарубежных государств

Определение 1

Медиаполитика – это комплекс государственных мер, который направлен на обеспечение конституционально гарантированных прав в области СМИ.

Основные понятия экономики СМИ

Для изучения функционирования СМИ в современной экономике, необходимо выделить основные понятия, без которых это изучение невозможно.

Базовый и самый главный термин – это экономика, который означает:

  • Народное хозяйство, состоящее из отраслей материального и нематериального производства;
  • Научную дисциплину, изучающую сектора и отрасли хозяйства данного государства, его регионов, условия и факторы производства.

Термин экономикс подразумевает теорию организации общественного производства, которая включает макроэкономику и микроэкономику.

Под макроэкономикой следует понимать раздел экономики, посвящённый исследованию экономики как целого, и как комплекса важнейших секторов, и использующий для этого общие показатели и их связи.

Мезоэкономика – это раздел экономической науки, который изучает отдельные сектора и хозяйственные отрасли национальной экономики.

Под микроэкономикой понимается область экономической науки, которая изучает относительно маломасштабные процессы в экономике, субъекты и явления. Центром ее внимания становятся потребители и производители, их решения относительно объемов производства, продаж, потребления, цен, затрат, прибыли и т.д.

Переходя к определению медиаэкономики, т.е. экономики СМИ, следует учитывать все аспекты, перечисленные выше.

Экономика СМИ охватывает все уровни экономической организации:

  1. Микроэкономический уровень, который является основным фокусом экономики СМИ. Экономика СМИ рассматривает определенные механизмы построения и функционирования предприятий СМИ, способы получения прибыли, производственные издержки, соотношение предложения и спроса на медиапродукт, взаимоотношения производителей и потребителей и т.д.;
  2. Мезоуровень – медиаиндустрия является отдельным экономическим сектором, со своей структурой, типами структур рынка, системой конкуренции и т.д.;
  3. Макроэкономический уровень, который прямо воздействует на микро- и мезоэкономические факторы. СМИ из-за своей специфики постоянно вовлечены в экономическую, политическую, общественную жизнь. СМИ являются важнейшим сектором экономики современности, социальным институтом, индустрией производства имиджей, идей, ценностей и т.п.
«Экономическая медиаполитика зарубежных государств» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Таким образом, СМИ – это достаточно важная часть индустрии сервиса. СМИ охватывают практически все сферы деятельности человека – работу, развлечения, отдых. С каждым годом значение СМИ в жизни общества только увеличивается.

Экономическая медиаполитика в зарубежных странах

Неоднократно подчеркивалось повышение сложности экономического функционирования медиарынка в современных реалиях. С каждым годом растущая коммерциализация СМИ, ее концентрация, глобализация медиаиндустрии, не дают реализовывать полностью культурный и социальный потенциал. Механизмы экономики рынка закладывают в СМИ противоречия между общественным характером и частной собственностью на СМИ. Чтобы преодолеть данное противоречие, многие развитые страны занимаются разработкой специальных законодательных мер, которые позволят вывести СМИ из-под влияния рыночной стихии, ослабить давление коммерческих сил.

Государственная медиаполитика – это комплекс мер, направленный на обеспечение гарантированных прав в СМИ.

В развитых странах целью медиаполитики является создание условий для широкого доступа общественности к СМИ, характеризующихся разнообразием взглядов, мнений, позиций.

В экономической среде функцией государства считается принятие на себя обязанностей по созданию условий функционирования на рынке как можно большего количества медиапредприятий, что будет способствовать успешной работе демократических институтов.

Важнейшая особенность экономической медиполитики современности – это ее двойственный характер.

Медиаэкономика, с одной стороны, имеет позитивный характер. Многие страны разрабатывают меры, направленные на поддержку конкуренции и плюрализма в данной сфере. Разнообразны формы практической реализации экономической медиаполитики.

Второй чертой медиаполитики является ее ограничительный, частично негативный характер. В данном случае речь идет об антимонопольных, антитрестовских законах и законодательных мерах, которые позволяют ограничить концентрацию медиасобственности. Государства вводят ограничения на владение несколькими СМИ, устанавливают количественные пределы тиража и т.д. Это дает возможность косвенно поддерживать конкуренцию и сохранять экономически слабые компании.

Регулирование собственности СМИ в западноевропейских странах

Законы, которые ограничивают концентрацию собственности СМИ в одних руках существуют в большинстве информационно-богатых стран.

Рассмотрим практики антимонопольного регулирования деятельности СМИ в различных западноевропейских странах.

В Великобритании существует специально предназначенное для СМИ антимонопольное законодательство, все сделки печатных изданий тиражом более 500 тыс. экз. обязательно должны быть одобрены государственными органами, специально рассматривается антимонопольными органами выдача новых вещательных лицензий компаниям, которые имеют более 15% охвата аудитории.

В Германии также регулируется антимонопольным законодательством концентрация СМИ, вещатель не может доминировать на рынке, вещатели, имеющие 20% и более аудитории страны обязаны предоставлять эфирное время независимым вещателям, которые в свою очередь должны излагать собственную точку зрения.

В Италии концентрация СМИ подпадает под регулирование антимонопольным законодательством, суммарный тираж изданий одного владельца не должен превышать 20% общенационального газетного рынка, в рамках общенационального ТВ нельзя выдавать более 20% возможных лицензий в одни руки и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 01.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot