Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Масштабирование производства

Понятие масштабирования производства в экономике

Определение 1

Масштабирование производства – это метод снижения расходов предприятия на создание одной единицы блага посредством расширения масштабов выпуска. Как правило, оно рассматривается в долгосрочном периоде путем сопоставления средних издержек и общего объема выпуска.

Проблема масштабирования производства рассматривается в рамках микроэкономики. Она является одним из направлений экономической науки, чья основная цель заключается в исследовании хозяйственных систем, создаваемых отдельными субъектами. Кроме того, микроэкономика изучает процессы и явления, происходящие в хозяйственной жизни общества.

Микроэкономика, прежде всего, направлена на исследование функционирования домашних хозяйств и предприятий. Первые выступают источником факторов производства, а вторые осуществляют непосредственное создание благ, их распределение и сбыт. Работа предприятий формирует фундамент для национальной экономики.

Предприятие – это субъект хозяйствования, который способен самостоятельно выполнять экономическую деятельность с целью максимизации своих доходов.

Современная рыночная экономика предполагает, что действующие хозяйствующие субъекты могут:

  • существовать в различных хозяйственных формах;
  • самостоятельно определять цель своего существования, своих покупателей и выпускаемые блага;
  • распоряжаться доходами по своему усмотрению.
Замечание 1

Предприятие всегда имеет имущество, с помощью которого оно может осуществлять хозяйственную деятельность. Оно самостоятельно определяет контрагентов – поставщиков и сбытовые организации, решающие задачи по обеспечению производства необходимыми ресурсами, а также решает вопросы по реализации созданных благ.

Принципы масштабирования производства

Масштабирование производства в микроэкономике позволяет реализовывать политику экономии в долгосрочном периоде. Дело в том, что современный рынок наполнен большим количеством производителей, которые конкурируют между собой. Сейчас очень сложно придерживаться принципов ценовой конкуренции, поэтому производители стремятся достичь конкурентных преимуществ неценовыми методами. Наиболее эффективным считается метод снижения издержек при сохранении прежних объемов продаж.

«Масштабирование производства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Масштабирование производства является одним из методов снижения производственных расходов. Долгосрочные издержки напрямую зависят от эффекта масштаба. Долгое время считалось, что этой тактикой могут пользоваться только крупные компании. Однако, практика показала, что масштабирование производство актуально и для небольших организаций. Они могут использовать увеличение объемов операционной деятельности, которая включает в себя:

  • оптимизацию закупок через получение оптовых скидок;
  • пересмотр управления и функций менеджеров среднего звена;
  • реорганизация финансовой деятельности компании в части получения более дешевых кредитов;
  • использование актуальных инструментов маркетинга.

Таким образом, в основе масштабирования производства должен лежать анализ долгосрочных издержек. С их помощью можно определить оптимальный размер предприятия и планируемый объем выпуска. Важно отметить, что в различных отраслях эффект масштаба различается. Для некоторых предприятий максимальное увеличение объемов выпуска приводит к ощутимому снижению расходов на единицу продукции. Как правило, это отрасли естественной монополии. Может сложиться ситуация, при которой издержки сначала быстро падают, а затем, долгое время держаться на одном уровне. Это связано с особенностью продукции, например, одежды и обуви.

Виды масштабирования производства

В экономической теории выделяют три вида эффекта, возникающего от изменения масштабов производства:

  1. Положительный эффект складывается тогда, когда рост издержек равен или меньше роста объемов производства. Он формируется за счет снижения расходов на одну единицу продукции, применения специализированного труда. Так же фирмы прибегают к использованию более дешевых кредитов, так как банковские организации снижают процент для более крупных предприятий. Кроме того, крупные хозяйственные субъекты могут воспользоваться скидками у поставщиков, сохранить средства на проведении дополнительных маркетинговых мероприятий, использовать отходы для создания дополнительных видов продукции.
  2. Отрицательный эффект возникает тогда, когда рост издержек выше, чем темпы роста производства. Такая ситуация возникает под влиянием следующего перечня факторов, а именно, усложнения внутренних производственных отношений, снижения управленческой эффективности, увеличения издержек на сбытовые операции. Так как растет объем выпуска, предприятиям необходимо искать новые каналы сбыта, что увеличивает сопутствующие издержки.
  3. Постоянный эффект складывается при соответствии роса производства темпу изменения объемов издержек.

Увеличивая объемы производства субъект должен помнить о том, что он получит не только положительный, но и отрицательный эффект, что необходимо учитывать в процессе управления предприятием.

Дата последнего обновления статьи: 13.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot