Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффект отдачи от масштаба

Определение 1

Эффект от масштаба – это изменение стоимости единицы произведенной продукции в зависимости от изменения производственных масштабов предприятия.

Предприятие в экономике

Определение 2

Предприятие – это хозяйственный субъект, осуществляющий производственную деятельность с целью увеличения своих финансовых доходов.

В основе экономики лежит производственный процесс, в ходе которого осуществляется создание хозяйственных благ, их распределение, сбыт и конечное потребление. Создание благ не возможно без использования факторов производства, главным поставщиком которых становятся домашние хозяйства. Потребителем производимой продукции и услуг так же выступает население. Предложение на рынке формируется производителями, распределение и доведение благ до потребителей осуществляется государством, представителями оптовой и розничной сбытовой сети.

Предприятие является производственной единицей экономики. Цель его существования сводится к увеличению доходов, созданию благ, требуемых обществом в условиях ограниченности ресурсов. Для того, чтобы реализовать поставленную цель в условиях рынка, предприятию необходимо выдерживать конкурентную борьбу. Конкуренция складывается под влиянием особенностей рыночных отношений, где каждый субъект стремится к собственной выгоде. Предприятия стремятся найти такое конкурентное преимущество, которое позволит поддерживать большой объем продаж в долгосрочной перспективе. Одним из таких методов является эффект от масштаба производства.

Понятие эффекта от масштаба

Определение 3

Эффект от масштаба – это изменение стоимости единицы продукции в зависимости от изменения производственных масштабов предприятия.

Это показатель рассматривается в долгосрочной перспективе. С этим понятием связан термин экономии от масштаба, который характеризует снижение текущих производственных затрат на создание единицы продукции вследствие расширения производственных мощностей компании.

«Эффект отдачи от масштаба» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Метод масштабирования может использоваться практически любым хозяйственным субъектом. Главная задача – увеличение объемов операционной деятельности. Для этого компании могут использовать следующие приемы:

  1. Установление договорных отношений с поставщиками, получение скидок на большие партии сырья и комплектующих.
  2. Воздействие через специализацию менеджеров различных уровней управления.
  3. Снижение ставок по заемным средствам.
  4. Инвестирование в маркетинговые мероприятия с целью продвижения продукции большему числу покупателей.
Замечание 1

Применение одного или нескольких из вышеперечисленных инструментов позволяет снизить объем затрат в долгосрочной перспективе. Так же они положительным образом влияют на краткосрочные затраты.

Методом масштабирования удобнее пользоваться крупным компаниям, так как они имеют доступ к факторам производства и необходимым природным ресурсам, могут внедрять в работу последние достижения науки и техники. Как правило, такие предприятия давно и успешно функционируют на рынке. Экономия от масштаба позволяет им экономить на затратах при оплате труда.

Виды и факторы отдачи от масштаба

Под отдачей от масштаба понимается связь, устанавливаемая между расширением производства и последующим изменением объема выпуска. Отдачу от масштаба делят на:

  1. Постоянную. Она характеризуется увеличением объема выпуска, равным увеличению количества поступающих факторов производства.
  2. Возрастающую, при которой увеличение факторов производства на определенное число процентов приводит к увеличению объема производства на большее число процентов.
  3. Убывающую, при которой увеличение объемов производства уступает росту вложенных в производство затрат.

К факторам, положительным образом сказывающимся на возрастающей отдаче от масштаба, можно отнести следующие методы оптимизации производства.

  • Производственное разделение труда, которое подразумевает перераспределение сотрудников на те участки работы, где они могут принести максимальную пользу.
  • Применение методов оптимизации производства, например, за счет увеличения пропускной способности станков и оборудования, физического увеличения используемых труб для поставки газа и так далее. Чем крупнее предприятие, тем выше возможности использования автоматизированных и механизированных средств производства.
  • Создание привлекательных условий для менеджеров высокой квалификации, что позволит привлечь в штат сотрудников опытных управленцев, способных наладить производственные процессы.

Эффект от масштаба может способствовать появлению дополнительных продуктов производства, способных принести дополнительный доход за счет экономии на транспортировке, приобретении крупных партий сырья и материалов.

Источники роста масштаба производства не бесконечны. В конечном итоге это приводит к снижению эффекта от масштаба. На снижение отдачи от масштаба влияет проблема управляемости. Чем больше мощность и размер предприятия, тем сложнее им управлять. Постепенно нарушаются цепочки поступления информации от центра к периферии, что ведет к ухудшению всех производственных показателей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot