При осуществлении деятельности в долгосрочном периоде, предприятие должно приспосабливаться к рыночному спросу, контролируя при этом издержки и объем выпуска и меняя интенсивность и масштаб производства.
Увеличивая масштаб производства, объемы выпуска и общие издержки начнут расти, так как произошло увеличение применяемых факторов производства (эффект масштаба изменяется).
Эффект масштаба представляет собой соответствие изменений объема производства в процессе изменения числа совокупности используемых производственных факторов.
Если цены факторов производства остаются неизменными, то посредством эффекта масштаба можно определить динамику издержек долгосрочного периода и получить ответ на вопрос, приведет ли рост производственных мощностей к росту или уменьшению отдачи. Предприятие при осуществлении инвестиционного проекта, должно учитывать настоящую рыночную конъюнктуру, а также динамику издержек, выбрав при этом тот масштаб производства, который сможет обеспечить удовлетворение спроса при минимуме средних издержек.
График долгосрочных средних издержек показывает уровень наименьших средних издержек производства в результате изменения масштаба производства.
График долгосрочных издержек (кривая LATC) часто называется кривая выбора (или плановая кривая) предприятия, поскольку при ее анализе возможно определение эффективного масштаба производства, а именно наименьшего размера предприятия, который даст возможность минимизации своих долгосрочных средних издержек. Его можно определить путем нахождения наименьшего объема выпуска, в процессе которого удвоение производства может привести к уменьшению средних издержек в пределах пяти процентов.
В соответствии со спецификой производства и технологическими особенностями минимально эффективный размер варьируется в абсолютно различных пределах.
Для долгосрочного периода характерными является эффект масштаба производства:
Положительный эффект масштаба характеризуется тем, что происходит сокращение средних долгосрочных издержек предприятия в процессе роста объемов выпуска.
Благодаря положительному эффекту масштаба существуют некоторые достоинства крупного бизнеса:
Положительный эффект может быть достигнут при небольших объемах выпуска (розничная торговля, сфера услуг, сельскохозяйственный сектор), так и при больших масштабах (например, организация коммунальной службы).
В соответствии с отрицательным эффектом масштаба производства происходит рост средних долгосрочных издержек в процессе роста объемов выпускаемой продукции.
Причинами отрицательного эффекта масштаба могут быть: