Особенности малого бизнеса
Малый бизнес – это форма предпринимательской деятельности, осуществляемой небольшим предприятием или индивидуальным лицом, наделенным юридическими правами, с целью регулярного извлечения прибыли.
Рыночная экономика опирается на малое и среднее предпринимательство. Именно эти типы хозяйственных структур наиболее быстро реагируют на изменения в конъюнктуре рынка. Они делают рыночный механизм гибким, способным быстро адаптироваться под заданные условия. Кроме того, малое предпринимательство отличается высокой степенью мобильности. Именно здесь быстро приживаются инновации, а также создаются дополнительные рабочие места, позволяющие решить проблему занятости.
В каждой стране устанавливаются свои требования для причисления предприятий к категории малых. Российское законодательство определяет малые предприятия, как объекты экономики, на которых трудится не более 100 человек, и чей годовой оборот не превышает 800 миллионов рублей (ограничений по балансовой стоимости таких объектов пока нет). Отдельно выделяют микропредприятия с численностью работников не более 15 человек и годовым оборотом, не превышающим 120 миллионов.
Параметры для выделения малого бизнеса устанавливаются для того, чтобы такие предприниматели могли пользоваться преимуществами налогообложения и иными льготами. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится до половины ВВП. Причем малые предприятия занимаются разными видами деятельности, в том числе высокими технологиями. Если говорить о России, то малое предпринимательство в нашей стране представлено в основном сферой услуг и торговлей. Экономическая нестабильность в стране и различные дополнительные кризисы ведут к резкому сокращению числа предприятий малого бизнеса, так как именно они первыми реагируют на любые изменения в хозяйственных системах.
Малый бизнес в экономике
Малый бизнес является одним из определяющих элементов экономического роста. Он так же влияет на структуру и качество валового продукта. Его значимость в национальном хозяйстве начала расти в восьмидесятые годы прошлого века. Сегодня по данным Организации Объединенных Наций на малых и средних предприятиях работает до половины населения мира, а также производится от трети до двух третьих товаров и услуг от мирового оборота.
Малый бизнес создает предпосылки для:
- экономического роста,
- диверсификации и насыщения местных рынков,
- компенсации издержек рыночной экономики.
По последнему пункту стоит отметить, что несмотря на работу рыночного механизма для хозяйственных структур характерны системные проблемы, которые требуют дополнительного вмешательства государства. Сюда относят безработицу, конъюнктурные колебания, явления кризиса.
Малое предпринимательство решает классические задачи в экономике. Оно сглаживает колебания экономической конъюнктуры за счет работы рыночного механизма. Так же оно способствует созданию конкурентной среды, чтобы стимулирует деятельность отдельных субъектов хозяйствования, научно-технический прогресс, новаторство. Предпринимателям приходится искать пути наиболее эффективного использования имеющихся у них ресурсов. В результате в национальном хозяйстве появляется диверсифицированная система товаров и услуг, которая не только расширяет предложение, но и повышает занятость, способствует внедрению новых форм организации финансирования, сбыта и производства.
Роль малого бизнеса в экономическом развитии общества
Ускоренный экономический рост является одним из последствий развития малого бизнеса. Известно, что это количественное изменений совокупных макроэкономических показателей. Качественные преобразования, которые происходят вследствие экономического развития требуют, прежде всего, накопления дополнительных средств в системе, которые и обеспечиваются экономическим ростом. То есть, преодоление безработицы, эффективное использование ресурсов в национальном хозяйстве становятся залогом макроэкономического качественного развития.
Малый бизнес способствует оптимизации процессов экономики, а значит, влияет на совокупные конечные результаты. Он помогает более интенсивно осваивать факторы производства. Если экстенсивный путь заключается в расширении объема потребления, то интенсивный направлен на качественное использование доступных средств. Иными словами, малый бизнес в своей деятельности ограничен в ресурсах и методах соперничества на рынке, поэтому ему приходится выжимать все возможное из доступных факторов производства.
Кроме того, малый бизнес структурирует факторы производства из-за особенностей своего функционирования. Он не может позволить себе сформировать излишки ресурсов или недобрать их, так как и то, и другое будет означать риск невыполнения своего производственного плана и дополнительные расходы. Малое предпринимательство само по себе антимонопольно. Его устройство таково, что конкуренция развивается практически самостоятельно. Множество малых фирм могут выпускать похожую продукцию и реализовывать ее в своем сегменте рынка. Они будут соперничать друг с другом за доступ к факторам производства, а также к рынкам сбыта, в случае, если захотят расширить свою деятельность.
Малый бизнес важен и для регионального развития экономики. Именно укрепление регионов является необходимой составляющей нормальной работы национального хозяйства в целом. Малый бизнес при нормальной государственной и законодательной поддержке является одним из источников поступлений в бюджет, которые обеспечивают решение социально-экономических проблем. Сами предприятия заинтересованы в сотрудничестве с органами власти, ведь они нуждаются в поддержке и гибком управлении с целью достижения положительных экономических результатов.
Таким образом, малое предпринимательство является одним из обязательных элементов рыночного хозяйства, в котором присутствует справедливая конкурентная борьба.