Предпринимательство в экономике
Предпринимательство – это самостоятельная экономическая деятельность субъекта экономики, направленная на регулярное извлечение прибыли.
Доход может формироваться за счет владения имуществом, продажи товаров и услуг, выполнения работ. Чтобы заявить о своем намерении осуществлять экономическую деятельность, предприниматель должен зарегистрироваться в официальных органах власти. Стоит отметить, что если деятельность не направлена на получение регулярного дохода, а лишь на собственную выгоду, то она не считается предпринимательской. Создание предприятия требует наличия таких факторов производства, как:
- Имущество.
- Нематериальные активы.
- Трудовые ресурсы.
- Информация.
Залогом эффективного использования ресурсов является предпринимательский талант, который субъект реализует, находя пути для эффективного производства и сбыта. Запуск предпринимательского проекта начинается с создания идеи, далее проводится ее экспертная оценка. Сбор и анализ рыночной информации, позволяют проверить идею на адекватность. Далее проводятся расчеты затрат на осуществление идеи, проводится анализ рыночной информации и принимается предпринимательское решение о подготовке к ее практической реализации.
Малое и среднее предпринимательство являются основной экономики. Именно ими производится большая часть продукции, внедряются достижения науки и техники. От предпринимателя зависит устойчивость предприятия. Его способность справляться с неопределенностью и принять риски является основой эффективности принимаемых решений. Предприниматель должен уметь мыслить стратегически, уметь принимать действенные советы и нарабатывать навык зарабатывать. Его задача – проектировать индивидуальные возможности, устанавливать продуктивные отношения с другими лицами.
Особенности малого предпринимательства
Малое предпринимательство соответствует определенным требованиям, установленным законом. Оно охватывает деятельность небольших фирм, которые не входят в формальные объединения. В каждой стране существуют свои требования к компаниям, которые хотят относиться к группе малых. Государственная власть заинтересована в поддержке и развитии этого типа предприятий по следующим причинам:
- Повышение занятости.
- Быстрое освоение новых технологий.
- Быстрое развитие из-за конкуренции.
Со стороны государства осуществляются различные мероприятия по поддержке малого бизнеса. Чаще всего, меры применяются в сфере финансирования и налогообложения. Например, государство может увеличить или уменьшить ставку рефинансирования, а значит, повлиять на деловую активность предприятия. Малому бизнесу предоставляются льготы по налогам, а также более гибкая система, в которой предприниматель может выбрать наиболее подходящий метод расчетов.
Чтобы предприятие могло отнести себя к малым в России, необходимо соблюдение ряда условий, а именно: численность работников не должна превышать 100 человек, а оборот - 800 миллионов в год. Помимо малых предприятий существуют микропредприятия. В них численность сотрудников не превышает 15 человек, а годовой оборот – 120 миллионов рублей.
Для развитых стран характерно большое число малых предприятий. В некоторых странах доля малого предпринимательства в формировании ВВП составляет до 60-70%. В России ситуация обстоит несколько иначе. Малый и средний бизнес развиты незначительно. Они действуют преимущественно в сфере торговли и услуг. В развитых странах малые предприятия существуют в различных отраслях экономики.
Малое предпринимательство в системе рыночной экономики
Предпринимательство является движущей силой экономики. Оно создает товары и услуги, востребованные покупателями. Так же предпринимательство создает основную часть поступлений в государственный бюджет.
По сравнению с предприятиями монополистами и с крупным бизнесом, малые предприятия более гибко реагируют на изменения среды. Они способствуют развитию конкуренции, что положительным образом сказывается на качестве готовых благ. Так же происходит более эффективное использование доступных технологий и техники.
Для малого предпринимательства характерно небольшое количество сотрудников. Предприятия специализируются на одном виде деятельности, что способствует улучшению качества продукции или услуги. Малое предпринимательство имеет право использовать государственное имущество, но в пределах нормы, определенной законом.
В рыночной экономике малое предпринимательство выполняет социальные и экономические функции. К экономическим относят создание широкого спектра товаров и услуг, обеспечение мобильности рынков, их глубокую специализацию, кооперацию производства. Так же малое предпринимательство способствует развитию и усилению конкуренции, внедрению или разработке инноваций. Оно поддерживает безопасность и снижает экономические угрозы.
На социальном уровне предпринимательство способствует формированию среднего класса, обеспечивает рост доли экономически активного населения, поддерживает развитие личности и самореализации. Благодаря малому бизнесу в рыночной экономике создаются рабочие места, обеспечивается трудоустройство граждан, осуществляется соответствующая подготовка кадров, оказывается социально-экономическая поддержка.
Малый бизнес, благотворно влияя на конкуренцию, создает условия для оздоровления экономики. Предпринимательство влияет на расширение ассортимента, диверсификацию производства. Благодаря ему совершается структурная перестройка, например, при переходе от командно-административной модели хозяйствования к рыночной. Однако, основное влияние малого предпринимательства на рыночную экономику – это усиление конкурентной борьбы, что стимулирует экономическое и социальное развитие общества.