Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы конкуренции в экономике

Модели экономических систем

Развитие общества неразрывно связанно с возникновением и усложнением хозяйственных связей в нем. Длительный период времени экономика была представлена земледелием, ремеслами и народными промыслами. Такая модель в теории называется традиционной. Она строится на принципах исторического развития, где общий уровень жизни населения очень низкий. В настоящее время подобная модель сохранилась лишь у небольших народностей, живущих вдали от цивилизации. Либо она существует, как форма культурного наследия.

Другой моделью экономического строя было командно – административное устройство. В нем главенствующая роль отводилась государству. Оно регулировало, контролировало и управляло всеми хозяйственными процессами в обществе. Такая модель достаточно предсказуема и удобна, но в долгосрочной перспективе приводит к деградации экономической системы. В настоящее время государственный контроль распространяется на отрасли и сферы деятельности, которые носят стратегический характер, а так же оказывают влияние на защиту внутренней целостности страны.

Большинство стран в наши дни применяют рыночную модель экономики. Она строится на принципах свободы предпринимательства, ценообразования и потребительского выбора. Бизнес может выбирать форму хозяйствования, контрагентов, самостоятельно устанавливать цены, реализовывать свои стратегии и тактику, пользоваться полученными доходами по собственному усмотрению. Потребитель независим в своем выборе. Он руководствуется лишь личным пониманием полезности того или иного покупаемого блага.

Замечание 1

Рыночная экономика является одной из наиболее устойчивых моделей, в то же время она гибко реагирует на изменяющиеся тенденции в обществе, формируя условия для дальнейшего развития системы.

Рыночная модель может оказывать негативное влияние. Рост производства ведет к нарушению экологической стабильности. Появление высоких технологий, автоматизация труда способствуют росту безработицы. Только крупные компании с огромным капиталом и доступом к ресурсам могут успешно развиваться в экономической системе. Концентрация денежных средств в руках небольшой группы людей ведет к социальной напряженности и еще большему расслоению общества.

«Методы конкуренции в экономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Экономическая сущность конкуренции

Свобода хозяйствующих субъектов в рыночной среде порождает явление конкуренции. Конкуренция представляет собой своеобразную форму борьбы за более выгодные условия для использования факторов труда и развития своего бизнеса.

В большинстве случаев она рассматривается относительно предприятий и других хозяйственных образований, которые оказывают влияние друг на друга. Экономическая деятельность одного субъекта всегда ограничивает свободу деятельности другого. Если говорить о реальном секторе экономики, то конкурентная борьба представляет собой стремление к более выгодному использованию собственных ресурсов предприятия и получению максимально возможного дохода в условиях воздействия факторов среды и конкурентов.

Замечание 2

Конкуренция может возникать между покупателями, когда возникает дефицит предложения. Тогда потребители стремятся к получению какого – либо блага, соперничая друг с другом. Такая ситуация ведет к увеличению цен, снижению качества продукции и объемов сбыта.

Продавцы и покупатели так же могут конкурировать друг с другом. Первые стремятся максимизировать прибыль и реализовать наибольший объем продукции по самой высокой цене. Покупатели наоборот хотят получать блага за адекватные деньги и соответствующего качества. Рыночная конкуренция способствует установлению относительного равновесия, удовлетворяющего цели обеих сторон.

Конкуренция через свои функции оказывает воздействие на рынок и его участников. Принято выделять следующие функции:

  • Оказание влияния на предложения с целью оптимизации производственных процессов и создания благ, способных удовлетворить потребности общества.
  • Оптимизация использования ресурсов, а так же стимулирование рационального размещения предприятий в местах и регионах, где они смогут получить наибольший доход.
  • Способствование прогрессу в научной и технической сфере деятельности.
  • Влияние на адаптацию действующих субъектов к факторам экономической системы.
  • Оптимизация распределения экономических благ в зависимости от потребности в них.
  • Сдерживание роста монополий.

Борьба за более выгодные условия способствует выработке определенных методов. Они позволяют решать стоящие перед руководством компаний задачи в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Методы конкуренции

В общем виде методы конкурентной борьбы разделяют на ценовые и неценовые. Но усложнение рыночных структур, возникновение все большего числа конкурентов заставляет руководителей и предпринимателей искать нестандартные, новаторские решения даже в таких привычных областях.

Наиболее простым и привычным методом конкуренции является управление ценой товара. Снижение цены реализуется через уменьшение себестоимости продукции. Такой подход позволяет расширить рынки сбыта, повысить интерес к продукции, получить максимальную прибыль в короткий период. Но снижение цены в долгосрочном периоде может привести к негативным последствиям. Кроме того, в настоящее время конкуренция по цене не приносит должных результатов. Требования общества постепенно изменяются в сторону индивидуального подхода к каждому покупателю.

Неценовая конкуренция влияет на разработку маркетинговых мероприятий, повышение сервисного обслуживания, послепродажного сопровождения, оказания дополнительных услуг и так далее. Рассмотрим некоторые из неценовых методов более подробно:

  1. Создание бренда заключается в повышении узнаваемости собственной продукции. Бренд оказывает психологическое влияние на покупателя, способствуя формированию определенных реакций на товарный знак и его продукцию. Такой подход позволяет сохранять лидирующие позиции на рынке в долгосрочной перспективе и снижает риск появления равнозначных конкурентов.
  2. Повышение качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Создание узнаваемости бренда невозможно без должного качества создаваемых благ. Качество так же означает постоянный мониторинг обратной связи от покупателя и работу над улучшением слабых сторон продукта.
  3. Обеспечение должного уровня сервиса и послепродажного обслуживания характерно для отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию, требующую определенного контроля и помощи со стороны производителя. Этот подход позволяет наладить долгосрочные и доверительные отношения с покупателем.
  4. Создание престижности производимой продукции, когда она подчеркивает определенный статус покупателя.
  5. Проведение рекламных мероприятий дает возможность покупателю познакомиться с продукцией. Периодические рекламные акции напоминают о конкретной компании или товаре, создавая благоприятный образ или маркеры у потребителей.
  6. Продление срока службы продукции заключается в предоставлении гарантийного срока и его продлении.
Замечание 3

Компании используют множество методов конкурентной борьбы. Чем более нестандартным и рациональным будет подход к созданию конкурентных преимуществ, тем большие выгоды сможет получить предприниматель в будущем.

Дата последнего обновления статьи: 19.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot