Модели экономических систем
Развитие общества неразрывно связанно с возникновением и усложнением хозяйственных связей в нем. Длительный период времени экономика была представлена земледелием, ремеслами и народными промыслами. Такая модель в теории называется традиционной. Она строится на принципах исторического развития, где общий уровень жизни населения очень низкий. В настоящее время подобная модель сохранилась лишь у небольших народностей, живущих вдали от цивилизации. Либо она существует, как форма культурного наследия.
Другой моделью экономического строя было командно – административное устройство. В нем главенствующая роль отводилась государству. Оно регулировало, контролировало и управляло всеми хозяйственными процессами в обществе. Такая модель достаточно предсказуема и удобна, но в долгосрочной перспективе приводит к деградации экономической системы. В настоящее время государственный контроль распространяется на отрасли и сферы деятельности, которые носят стратегический характер, а так же оказывают влияние на защиту внутренней целостности страны.
Большинство стран в наши дни применяют рыночную модель экономики. Она строится на принципах свободы предпринимательства, ценообразования и потребительского выбора. Бизнес может выбирать форму хозяйствования, контрагентов, самостоятельно устанавливать цены, реализовывать свои стратегии и тактику, пользоваться полученными доходами по собственному усмотрению. Потребитель независим в своем выборе. Он руководствуется лишь личным пониманием полезности того или иного покупаемого блага.
Рыночная экономика является одной из наиболее устойчивых моделей, в то же время она гибко реагирует на изменяющиеся тенденции в обществе, формируя условия для дальнейшего развития системы.
Рыночная модель может оказывать негативное влияние. Рост производства ведет к нарушению экологической стабильности. Появление высоких технологий, автоматизация труда способствуют росту безработицы. Только крупные компании с огромным капиталом и доступом к ресурсам могут успешно развиваться в экономической системе. Концентрация денежных средств в руках небольшой группы людей ведет к социальной напряженности и еще большему расслоению общества.
Экономическая сущность конкуренции
Свобода хозяйствующих субъектов в рыночной среде порождает явление конкуренции. Конкуренция представляет собой своеобразную форму борьбы за более выгодные условия для использования факторов труда и развития своего бизнеса.
В большинстве случаев она рассматривается относительно предприятий и других хозяйственных образований, которые оказывают влияние друг на друга. Экономическая деятельность одного субъекта всегда ограничивает свободу деятельности другого. Если говорить о реальном секторе экономики, то конкурентная борьба представляет собой стремление к более выгодному использованию собственных ресурсов предприятия и получению максимально возможного дохода в условиях воздействия факторов среды и конкурентов.
Конкуренция может возникать между покупателями, когда возникает дефицит предложения. Тогда потребители стремятся к получению какого – либо блага, соперничая друг с другом. Такая ситуация ведет к увеличению цен, снижению качества продукции и объемов сбыта.
Продавцы и покупатели так же могут конкурировать друг с другом. Первые стремятся максимизировать прибыль и реализовать наибольший объем продукции по самой высокой цене. Покупатели наоборот хотят получать блага за адекватные деньги и соответствующего качества. Рыночная конкуренция способствует установлению относительного равновесия, удовлетворяющего цели обеих сторон.
Конкуренция через свои функции оказывает воздействие на рынок и его участников. Принято выделять следующие функции:
- Оказание влияния на предложения с целью оптимизации производственных процессов и создания благ, способных удовлетворить потребности общества.
- Оптимизация использования ресурсов, а так же стимулирование рационального размещения предприятий в местах и регионах, где они смогут получить наибольший доход.
- Способствование прогрессу в научной и технической сфере деятельности.
- Влияние на адаптацию действующих субъектов к факторам экономической системы.
- Оптимизация распределения экономических благ в зависимости от потребности в них.
- Сдерживание роста монополий.
Борьба за более выгодные условия способствует выработке определенных методов. Они позволяют решать стоящие перед руководством компаний задачи в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Методы конкуренции
В общем виде методы конкурентной борьбы разделяют на ценовые и неценовые. Но усложнение рыночных структур, возникновение все большего числа конкурентов заставляет руководителей и предпринимателей искать нестандартные, новаторские решения даже в таких привычных областях.
Наиболее простым и привычным методом конкуренции является управление ценой товара. Снижение цены реализуется через уменьшение себестоимости продукции. Такой подход позволяет расширить рынки сбыта, повысить интерес к продукции, получить максимальную прибыль в короткий период. Но снижение цены в долгосрочном периоде может привести к негативным последствиям. Кроме того, в настоящее время конкуренция по цене не приносит должных результатов. Требования общества постепенно изменяются в сторону индивидуального подхода к каждому покупателю.
Неценовая конкуренция влияет на разработку маркетинговых мероприятий, повышение сервисного обслуживания, послепродажного сопровождения, оказания дополнительных услуг и так далее. Рассмотрим некоторые из неценовых методов более подробно:
- Создание бренда заключается в повышении узнаваемости собственной продукции. Бренд оказывает психологическое влияние на покупателя, способствуя формированию определенных реакций на товарный знак и его продукцию. Такой подход позволяет сохранять лидирующие позиции на рынке в долгосрочной перспективе и снижает риск появления равнозначных конкурентов.
- Повышение качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Создание узнаваемости бренда невозможно без должного качества создаваемых благ. Качество так же означает постоянный мониторинг обратной связи от покупателя и работу над улучшением слабых сторон продукта.
- Обеспечение должного уровня сервиса и послепродажного обслуживания характерно для отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию, требующую определенного контроля и помощи со стороны производителя. Этот подход позволяет наладить долгосрочные и доверительные отношения с покупателем.
- Создание престижности производимой продукции, когда она подчеркивает определенный статус покупателя.
- Проведение рекламных мероприятий дает возможность покупателю познакомиться с продукцией. Периодические рекламные акции напоминают о конкретной компании или товаре, создавая благоприятный образ или маркеры у потребителей.
- Продление срока службы продукции заключается в предоставлении гарантийного срока и его продлении.
Компании используют множество методов конкурентной борьбы. Чем более нестандартным и рациональным будет подход к созданию конкурентных преимуществ, тем большие выгоды сможет получить предприниматель в будущем.