Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Классификация и сегментация рынка труда

Все предметы / Экономика / Классификация и сегментация рынка труда
Содержание статьи

Рынок труда

Определение 1

Рынок труда – это структура экономических отношений, где основным предметом купли-продажи выступает труд.

Участниками рынка являются государство, предприятия и домашние хозяйства. Покупатели труда делегируют часть своей деятельности, предлагая безопасное рабочее место и заработную плату. Домашние хозяйства продают свое время, опыт и квалификацию в обмен за оплату труда.

Спрос и предложение на рынке рассматриваются с точки зрения микроэкономического подхода. Здесь исследуется продажа рабочей силы в период времени, а также особенности подбора персонала под потребности работодателя. Рынок труда является зоной ответственности государственного регулирования. Власти предпринимают шаги по снижению уровня безработицы, так как это влияет на социально-экономическое состояние национального хозяйства. Концепция управления рынком труда строится на следующих принципах:

  1. Стремление к установлению совершенной конкуренции.
  2. Обеспечение взаимозаменяемости факторов производства.
  3. Установление номинального уровня заработной платы, то есть зависящего от соотношения предложения и спроса, а не от покупательной способности заработной платы.
  4. Субъекты ведут себя экономически рационально.
  5. Домашние хозяйства ориентируются на размер реальной оплаты труда.

Макроэкономический подход занимается проблемой безработицы. Она оказывает влияние на уровень жизни и благополучие население, а также при высоких значениях дестабилизирует национальное хозяйство. Экономисты связывают безработицу с разными факторами. Есть теория, что провалы рынка происходят из-за демографических причин. Другая теория говорит о трудовой стоимости и соотношении спроса и предложения на рынке труда. Отсюда возникает понимание номинальной и реальной заработной платы. Номинальная плата - это равновесная цена, которая складывается в результате установления баланса между предложением и спросом на труд. Однако, домашние хозяйства, получающие заработную плату, рассматривают ее с точки зрения покупательной способности. То есть они учитывают уровень инфляции. Получается разрыв между номинальной и реальной величиной заработной платы, что негативным образом сказывается на поддержании баланса рынка труда.

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация рынка труда

Существуют различные классификации рынка труда. Они необходимы для установления наиболее эффективного способа управления теми или иными рыночными структурами. Например, пространственное положение подразделяет рынки на международные, национальные, региональные и даже внутрифирменные. Внутрифирменный рынок создается внутри конкретной организации.

Относительно временных параметров рынок может быть текущим или реальным, перспективным, потенциальным, прогнозируемым. Важным параметром является эластичность рынка. В этом случае рынок труда может быть жестким, то есть на нем формируются виды занятости, которые опираются на строгую регламентацию времени и стандартов труда. Гибкий рынок труда говорит о возможности структуры приспособиться к изменяющимся условиям с помощью количественных и функциональных изменений.

Рынки труда могут различаться по степени развития рыночных отношений. Здесь выделяют следующие категории:

  • Фрагментарный рынок.
  • Регулируемый рынок.
  • Организованный рынок.
  • Теневой рынок.

Фрагментированный рынок отличается тем, что он регулируется нормами труда. Регулируемый рынок предполагает создание правовых основ, в которых помимо нормативов действуют социальные отношения в виде коллективных договоров. Организованный рынок является высшей формой развитости, что выражается в развитой инфраструктуре, тесном взаимодействие социально-экономической и технической политики. Теневой рынок существует всегда и во всех экономиках. Сюда относят работников, которые трудятся на неофициальных предприятиях и их доход не фиксируется официальными органами статистики.

Рынки могут классифицироваться в зависимости от контингента работников, от политики занятости, проводимой государством, а также по демографическим, профессиональным признакам и степени конкуренции.

Сегментация рынка труда

Сегментация предполагает разделение рынка на устойчивые рыночные сегменты. Они лимитируют перемещение рабочей силы в пределах определенных границ. Факторами сегментации выступают:

  1. Регион.
  2. Город.
  3. Район.

Показателями, описывающими сегментацию рынка, являются распределение продавцов по уровню обеспеченности и степени нуждаемости в трудовом ресурсе. Так же деление может быть демографическим, социально-экономическим, психографическим, поведенческим.

Сегментация разделяет работодателей и продавцов на определенные группы, которые объединяют их по схожим признакам. Сегментация необходима для лучшего понимания процессов и тенденций, сформировавшихся в пределах определенной территории.

Уровневая сегментация делит рынок труда на международный, национальный, локальный, региональный. Социально-демографическая сегментация выделяет рынки женского труда, молодежи, инвалидов, пожилых людей и так далее. Профессионально-отраслевое деление может объединять участников рынка в следующие категории – рынок труда строителей, рынок труда инженеров и так далее. По уровню квалификации сегментация предполагает деление на высококвалифицированный, квалифицированный и неквалифицированный рынки. Важным параметром может стать качество рабочего места. На первичном рынке предлагаются рабочие места с высокой оплатой труда и стабильной занятостью, на вторичном рынке предлагаются условия для низкоквалифицированных кадров с низкой оплатой труда и нестабильной занятостью.

Замечание 1

Таким образом, рынок труда представляет собой структуру, в которой основным товаром является человеческий ресурс. Сегодня ему уделяется особое внимание как средству создания долгосрочного конкурентного преимущества. Сегментация и классификация рынков труда используется для повышения качества анализа, с целью принятия эффективных управленческих решений.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис