Назначение капитальных расходов бюджета
Капитальные бюджетные расходы – это часть расходов государства, региона или муниципалитета на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности.
В состав капитальных бюджетных расходов включаются следующие статьи:
- инвестиции во вновь создаваемые и действующие организации;
- бюджетное кредитование на инновационные цели;
- расходы на выполнение капитального ремонта имущественных объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- расходы на финансирование расширенного воспроизводства;
- расходы на создание и увеличение имущества, находящегося в государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и так далее.
Вложения в объекты капитального строительства и расширение государственной (муниципальной) собственности
Бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий автономных и бюджетным учреждениям, муниципальным и государственным унитарным предприятиям с целью осуществления ими капитальных вложений для последующего увеличения стоимости основных средств и уставного фонда.
Порядок предоставления субсидий определяется Правительством Российской Федерации.
Субсидии, предоставляемые федеральным государственным учреждениям стоимостью более полутора миллиардов рублей, федеральным государственным загранучреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям вне зависимости от их стоимости, оформляется нормативно правовым актом Правительства Российской Федерации; федеральным государственным учреждениям стоимостью менее полутора миллиардов рублей – правовым актом главного распорядителя средств федерального бюджета.
Предоставление субсидии оформляется соглашением, которое может заключаться в отношении одного или нескольких объектов капитального строительства.
В соглашении о предоставлении субсидии указываются:
- цель субсидии;
- объем субсидии;
- общий объем капитальных вложений в оговоренные объекты;
- права и обязанности сторон;
- сроки предоставления субсидии;
- положения о праве на проведение проверок соблюдения условий предоставления субсидии;
- порядок возврата субсидии при выявлении нарушений и так далее.
Бюджетные кредиты как один из видов капитальных бюджетных расходов
Бюджетное кредитование вынесено за рамки бюджетных расходов, однако его предоставление в рамках бюджетных ассигнований позволяет характеризовать его как вид бюджетных капитальных расходов.
Бюджетное кредитование осуществляется на условиях и в пределах бюджетных ассигнований.
Важнейшим условием бюджетного кредитования является отсутствие просроченной задолженности по обязательствам перед бюджетом (для субъектов федерации, муниципальных образований и организаций), организации помимо этого не должны иметь просроченной задолженности по платежам в бюджетную систему государства, кроме задолженности, связанной с реструктуризацией задолженности.
Правоотношения, возникающие в рамках бюджетного кредитования, регулируются гражданским законодательством.
Бюджетное кредитование основано на принципах: возмездности и возвратности.
Цели бюджетного кредитования определяются на стадии утверждения соответствующего бюджета, как и порядок, и условия предоставления бюджетных кредитов, а также ограничения перечня возможных заемщиков.
Порядок возврата бюджетного кредита и уплаты процентов по нему оговаривается в соглашении о предоставлении бюджетного кредитования.
Еще одним условием предоставления бюджетного кредита является наличие обеспечения его возвратности. Такое условие не действует в отношении заемщиков в лице Российской Федерации, ее субъектов, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка)».
В качестве обеспечения возвратности бюджетного кредита могут выступать: гарантии банков; поручительства банков; государственные и муниципальные гарантии; имущество, предоставляемое в залог 100% предоставляемого кредита.
К обеспечению предъявляется требование высокой ликвидности.
Не могут приниматься в качестве обеспечения возвратности бюджетного кредита, во-первых, поручительства и гарантии организаций, имеющих просроченную задолженность по обязательствам перед бюджетом или по обязательным платежам; во-вторых, поручительства и гарантии организаций, если стоимость их чистых активов меньше трехкратной суммы бюджетного кредита.
Бюджетные инвестиции в государственную или муниципальную собственность
Бюджетное законодательство предусматривает возможность осуществления инвестиций в виде капитальных вложений в государственную или муниципальную собственность.
Объекты, сформированные в результате таких инвестиций:
- передаются государственным или муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или хозяйственного ведения;
- увеличивают уставные фонды указанных предприятий;
- входят в состав государственной или муниципальной казны.
Бюджетные инвестиции, осуществляемые в адрес федеральных государственных учреждений стоимостью более полутора миллиардов рублей, федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий вне зависимости от их стоимости, оформляется нормативно правовым актом Правительства Российской Федерации; федеральных государственных учреждений стоимостью менее полутора миллиардов рублей – правовым актом главного распорядителя средств федерального бюджета.
Запрещено предоставление инвестиций в объекты, субсидируемые из бюджета.