Особенности интернет-торговли
Интернет-торговля – это отрасль торгового дела, быстро развивающаяся за счет расширения доступа населения к широкополосному интернету.
Быстрое становление электронной торговли характерно для стран с развивающейся экономикой. Среди них отмечают Россию, Бразилию, Китай и Индию. Интернет дает доступ к продукции и услугам производителей разных стран, позволяет покупателям изучать товары перед покупкой, сопоставлять рыночную информацию. Именно поэтому, интернет-торговля является перспективным направлением развития торговой деятельности.
Российский рынок электронной коммерции приносит около 100 миллиардов рублей в год, что намного меньше оборота в развитых странах. Но рынок виртуальных продаж набирает популярность. Последние исследования показали, что около 80% опрошенных совершали покупки в интернет-магазинах. Сохраняется популярность оплаты наличными при получении, хотя все больше платежей проводится с помощью электронных платежных систем. Риски покупатели связывают с невозможностью проверить качество продукции, отсутствие доверия к продавцу, проблемы с доставкой. Популярность магазина во многом зависит от успешности его маркетинговой кампании. Крупным брендам покупатели доверяют охотнее.
Крупнейшими представителями онлайн-бизнеса в России за 2019 год стали:
- Яндекс с оборотом в 14,6 миллиардов долларов США.
- Мэйл Групп – 5,2 миллиарда долларов США.
- Авито – 3,85 миллиардов долларов США.
- Киви – 1,1 миллиарда долларов США.
Так же был опубликован список продавцов товаров и услуг в российском Интернете. В него вошли компании, которые действуют как на виртуальном, так и на традиционном рынке. Однако, интернет стал для них важным каналом продаж. Это маркетплейсы Вайлдберриз, Алиэкспресс Россия, а также Аэрофлот, Российские железные дороги и М.Видео-Эльдорадо.
Современные электронные платежные системы
Электронная платежная система представляет собой систему расчетов, проводимую между финансовыми организациями, коммерческими компаниями и интернет-покупателями при совершении сделки купли-продажи в среде Интернет. По сути, это аналоги традиционных платежных систем, которые разделяются на дебетовые и кредитные. Дебетовые работают с виртуальной наличностью и чеками, а кредитные – с использованием кредитных карточек.
Кредитные системы в интернете отличаются тем, что все операции проводятся в виртуальной среде. Некоторые банки выпускают виртуальные карты. Они могут быть предоплаченными и выступать в качестве аналога обычным картам, пользующимся международной системой платеже МастерКард и Виза. Действие карты схоже с традиционной, однако, ее оформление обходится дешевле и требует меньше времени для оформления.
В России существует классификация электронных платежных систем. Она включает в себя:
- Сервисы для совершения платежей с мобильных устройств.
- Мобильный и смс-банкинг.
- Платежи через мобильных операторов.
- Услуги банков в среде Интернет.
- Электронные деньги.
Приоритетными видами безналичных платежей остаются расчеты, проводимые с помощью электронных денег и карточек. Электронные деньги представляют собой внутреннюю валюту, которую можно обналичить у участников платежной системы. В России доступ к виртуальным кошелькам предоставляют ВебМани, Яндекс.Деньги. Существуют системы, объединяющие карточки и цифровую наличность. Они предоставляют более широкие возможности по конвертации способам оплаты. Сегодня платежные системы представляют собой платежные шлюзы, которые предоставляют широкий спектр услуг, но выделяют один приоритетный тип платежей.
Возможности и перспективы применения электронных платежных систем в интернет-торговле
Объем безналичных платежей продолжает расти не только в России, но и во всем мире. Национальный рынок за период с 2010 по 2018 год показал увеличение числа безналичных платежей почти в тридцать раз. Европейский рынок прогнозирует рост операций на 6% ежегодно вплоть до 2028 года. Восточно-европейский рынок по прогнозу будет развиваться более быстрыми темпами. Прирост операций в безналичной форме составит 7,4% в год. Основными стимулами стали дешевое розничное финансирование, высокая концентрация рынка, крупные инвестиции в технологии.
Считается, что в период с 2019 по 2028 год прирост платежей в виртуальной среде в России снизится, но все равно будет опережать другие страны. Исследования показали, что число безналичных платежей в интернет-торговле сохранилось. Возросли оплаты услуг, таких как такси, мобильная связь, услуги ЖКХ. Число виртуальных платежей снизилось лишь в секторе денежных переводов и оплаты онлайн-игр.
Приверженность тем или иным формам оплаты зависит от возрастной категории граждан. Банковскими картами пользуется 90% россиян. Интернет-банкингом в 2019 году воспользовалось 89,7% населения страны, электронными деньгами – 77%. Чаще всего россияне пользуются Сбербанком Онлайн, далее идут Яндекс.Деньги. Традиционные банки предоставляют услуги виртуальных платежей. Так жители России активно пользуются услугами ВТБ, Альфа-Банк, а также полностью цифровым банком Тинькофф.
Перспектива электронных платежных систем связана с бесконтактными платежами. Этот вид платежей является наиболее популярным среди молодежи возрастом от 25 до 34 лет. С 2018 по конец 2019 число пользующихся бесконтактными платежами увеличилось на 7%. За первую половину 2019 году число покупок, совершенных в секторе электронной коммерции так же возросло. Рост объема составил 225%.
Таким образом, электронные платежные системы развиваются вместе с потребностями покупателей и продавцов. Они расширяют спектр предоставляемых услуг, обеспечивая полный комплекс сопровождения сделок купли-продажи. Выпуск виртуальных карт стал средством привлечения клиентов, укрепления их лояльности. Большинство современных пользователей совершают покупки через мобильные устройства, поэтому на рынке наблюдается рост платежей с использование личных смартфонов.