Понятие, цели и задачи менеджмента инновационной экономики
Составной частью современного менеджмента являются инновации. Это не только технические и технологические разработки, но и различные изменения, которые способствуют улучшению деятельности компании (новые товары и услуги, новые условия обслуживания клиентов и т.д.).
Менеджмент инновационной экономики – это наука, которая ориентирована на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на микро- и макроуровнях.
Под инновационным менеджментом понимают систему управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, которые имеют место в ходе внедрения инноваций.
Отсюда основными объектами инновационного управления являются инновация и инновационный процесс.
Инновационный менеджмент реализуется в следующих направлениях: поиск фундаментальной идеи для инновации, источниками которой являются потребители, конкуренты, ученые, торговые агенты, дилеры, персонал компании; способ организации инновационного процесса для определенной инновации; процесс продвижения и сбыта инноваций на рынке.
Целями инновационного менеджмента являются:
- поиск нового технического решения в области создания инновации,
- осуществление НИОКР,
- организация серийного производства,
- подготовка и организация сбыта такой продукции одновременно,
- продвижение новой продукции на рынок,
- закрепление на новых рынках благодаря более высокому качеству и конкурентоспособности товара.
Инновационный менеджмент решает следующие задачи:
- разработка инновационных программ и проектов;
- формирование и реализация единой инновационной политики;
- подготовка и изучение проектов по созданию новых видов продукции;
- контроль за процессом производства новой продукции и ее внедрения;
- финансирование инновационных проектов;
- обучение и переподготовка кадров;
- создание целевых групп, участвующих в инновационных проектах.
Принципы и функции инновационного менеджмента
Функции инновационного менеджмента тесно взаимосвязаны между собой, являются дополнением друг у друга и формируют общую функциональную систему менеджмента инновационной экономики. Выделяют две группы функций инновационного управления: основные и обеспечивающие.
Основные функции инновационного управления сходны с функциями традиционного менеджмента. Это планирование, организация, мотивация и контроль, которые отражают содержание основных этапов управления инновационной деятельностью.
Обеспечивающие функции позволяют эффективно осуществлять основные функции инновационного менеджмента. К ним относят: социально-психологические технологические (процессуальные) функции.
Первые функции связаны с состоянием производственных взаимоотношений в коллективе. В их состав входят делегирование и мотивация.
Делегирование подразумевает совокупность решений, которые способствуют распределению работ по осуществлению инновационного процесса, а также ответственности назначенных на выполнение работ сотрудников предприятия.
Под мотивацией понимается формирование системы моральных и материальных стимулов для персонала компании, создание благоприятных условий труда и отдыха работников.
Технологические функции инновационного управления позволяют реализовать и основные и социально-психологические функции. Они включают в себя подготовку, получение, обработку, анализ и предоставление информации для успешного сбыта инновационных продуктов.
Под принципами инновационного менеджмента понимают научно-доказанные ключевые идеи, которые определяют цели, формы и способы реализации инновационной деятельности предприятий.
Фундаментальные принципы инновационного управления сводятся к следующим основным положениям:
- инновации - это ключевое условие выживания компании, которые должны соответствующим образом управляться;
- ресурсы, направленные на исследования и опытно-конструкторские разработки окупаются при достижении поставленной цели (необходимо проведение регулярной оценки созданных и внедренных нововведений, повышение эффективности инвестиций в НИОКР).
Выделяют тринадцать принципов инновационного управления.
Рисунок 1. Принципы инновационного менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организационные формы инновационного менеджмента
Организационные формы инновационного менеджмента – это организации, которые занимаются инновационной деятельностью, а также научными исследованиями и разработками.
Рисунок 2. Организационные формы инновационного менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специализированные подразделения создаются в основном в крупных компаниях, которые выпускают наукоемкую продукцию. Основная задача таких отделений заключается в определении ключевых направлений инновационного процесса и внесение предложений в совет директоров. В состав таких подразделений входят управляющие производственными структурами, НИОКР, и представители центральных и сбытовых служб.
Центральные службы развития новых продуктов занимаются координированием и контролем за инновационной деятельностью, а также разрабатывают единую техническую политику. Эти службы совместно с отделениями НИОКР и производства согласовывают решения по оценке научно-технических проектов.
Отделения новых продуктов являются самостоятельными подразделениями, которые осуществляют координацию инновационной деятельности предприятия в целом на всех стадиях от разработки идеи до выпуска продукции на рынок.
Проектно-целевые группы проводят научные исследования, разрабатывают и участвуют в производстве новой продукции. Это средний уровень иерархии управления. Такие группы иногда создаются временно на 2-3 года, а преимущественно на постоянной основе от 10 и более лет.
Работа центров развития не связана с основной сферой деятельности компании. Они занимаются стимулированием сотрудников, роста объемов продаж, способствуют завоеванию рынков.
Отделы НИОКР осуществляют не только поиск и разработку идей, но и их быстрое доведение для стадии изучения, производства и реализации. Такие отделы финансируются в большем объеме, чем другие подразделения.
Венчурные подразделения создаются на крупных предприятиях на основе собственных фондов «рискового капитала».
Специальные централизованные фонды стимулирования инноваций формируются за счет части прибыли предприятия. Они позволяют согласовывать инновационные проекты с общей стратегией компании.
Фонды стимулирования нововведений в производственных отделениях организуются для стимулирования исследований и разработок прикладного характера, которые связаны с потребностями производственного отделения.
Консультационные группы функционируют при крупных компаниях. Они занимаются прогнозированием развития технологий и спроса на новую продукцию, отбором перспективных идеи и координацией работы инженерного состава компании и представителей научной среды.