Государственное предпринимательство – это организация государством деятельности по производству и реализации продукции с целью получения прибыли.
Сущность и особенности государственного предпринимательства
Государство вместе с домохозяйствами и фирмами выступает в качестве одного из главных субъектов экономических отношений. Это проявляется его ролями в качестве не только организатора общественного порядка, перераспределения национального дохода, заказчика и потребителя товаров, работ и услуг, но и предпринимателя, т.е. коммерчески ориентированного производителя продукции. В этом случае в экономике используется термин «государственное предпринимательство».
Государственное предпринимательство представляет собой особую разновидность предпринимательской деятельности. Ее особенность заключается в том, что в качестве субъекта выступает государство, которое преимущественно функционирует в общественном (некоммерческом) секторе экономики.
Государственное препирательство реализуется через создание и функционирование государственных унитарных предприятий (это – специальная организационно-правовая форма предприятий, предназначенная специально для государства-учредителя), а также акционерных обществ, все акции или их часть которых принадлежит государству.
Государство оказывается вынужденным заняться предпринимательской деятельностью, поскольку ему приходится решать задачи следующего рода:
- Обеспечение населения достаточным количеством рабочих мест (за счет вакансий на государственных предприятиях);
- Обеспечение развитой социальной инфраструктуры путем трудоустройства представителей социально уязвимых слоев населения;
- Развитие отечественного производства, внедрение в промышленность новых технологий и т.д.;
- Вложение средств в научно-технический прогресс и развитие стратегических отраслей национальной экономики (например, сельское хозяйство, электроэнергетика, добыча полезных ископаемых).
Спецификой государственных предприятий является то, что имущество, которым они пользуются, не находится у них в собственности. Собственником имущество является государство, с органами которого необходимо согласовывать принятие решений по ключевым вопросам (приобретение или реализация имущества, заключение крупных сделок, смена руководящих лиц, реорганизация предприятия и т.д.).
Проблемы приватизации и национализации собственности
Государственное предпринимательство как явление экономической жизни так же тесно связано с процессами приватизации и национализации собственности. Приватизацией называется процесс передачи имущества из собственности государства в собственность частных лиц (граждан и организаций). Национализация – это процесс, обратный приватизации, т.е. он заключается в передаче имущества из собственности частных лиц в собственность государства.
Таким образом, национализация является способом превращения государства в предпринимателя, приобретения им в собственность некой коммерческой организации или ее части. А приватизация, соответственно, является способом ухода государства от роли предпринимателя, переложения им этих функций на частный сектор.
На данном этапе развития современной экономике частный и государственный секторы взаимосвязаны. В связи с этим и приватизация, и национализация выступают, прежде всего, в качестве инструментов изменения портфеля собственности, структуры активов и инвестиций в национальной экономике, соотношения рентабельностей по секторам и видам экономической деятельности.
Основанием для проведения приватизации или национализации собственности, которые представляют для государства определенные проблемы, являются:
- Идеологические соображения, которые предполагают сокращение или увеличение доли государственной собственности и величины государственного сектора экономики;
- Фискальные соображения, которые базируются, прежде всего, на показателях бюджетного профицита и дефицита;
- Инвестиционные соображения, которые руководствуются степенью эффективности (рентабельности, доходности) актива, когда он находится в собственности у того или иного лица;
- Соображения по формированию и управлению структурой государственно-частного партнерства;
- Учет специфики конкретных отраслей национальной экономики.
Проблемы как приватизации, так и национализации собственности связаны с необходимостью соблюдения определенного баланса экономических интересов, который бы стимулировал деловую активность в обществе и повышение общего благосостояния. Прежде всего, необходимо точно сформулировать цели и задачи, которое государство намерено реализовать, решившись на проведение приватизации или национализации.
Кроме того, нужно принимать во внимание достижение окупаемости совершаемых операций, предусматривать возможность коррекции планов по приватизации и национализации в ходе их выполнения, обеспечивать экономическую и национальную безопасность государства. Эти и другие требования могут быть выполнены при условии тщательного планирования, в ходе которого должно быть достигнуто соответствующее нормативно-правовое, институциональное и финансовое обеспечение.
Таким образом, приватизация и национализация собственности представляют собой два инструмента государственного регулирования социально-экономического развития страны. Умелое применение этих инструментов и получение желаемых эффектов может быть возможным только в случае обладания государственными служащими соответствующего уровня компетенций, который позволит правильно оценить сложившуюся на данный момент ситуацию в национальной экономике и перспективы ее развития.