Определение спроса
Спрос – это экономическая величина, которая показывает связь цены и способности покупателя приобрести определенное количество блага.
По сути, спрос отражает покупательную способность субъектов хозяйствования, выражаемую в их желании совершить покупку, а также в их платежеспособности. Общее представление о спросе выражается в шкале, отражающей то количество услуг или товаров, которое могут купить потребители в каждый момент времени по действующей цене. Стоит отметить, что спрос включает в себя весь перечень альтернативных выборов, который может совершить покупатель. Если действие всех неценовых факторов считается незначительным, то уровень спроса будет зависеть только от цены на рассматриваемое благо.
В современной экономике ценовая конкуренция практически отсутствует, поэтому на спрос воздействуют неценовые факторы, среди которых выделяют следующие категории:
- Особенности потребительского вкуса.
- Модные тенденции и предпочтения потребителей.
- Доходы населения, их уровень.
- Колебание цен на однородную продукцию или товары-субституты.
- Психологические ожидания потребителей.
Кривая спроса графически изображается следующим образом:
Рисунок 1. Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эти факторы влияют на перемещение кривой спроса вдоль оси ординат. Если показатель спроса растет, то происходит движение вверх и вправо. И наоборот, при уменьшении величины спроса происходит движение графика влево вниз. Рассматривая зависимость спроса от цены, можно заметить, что они находятся в обратной зависимости друг от друга.
Функциональная зависимость спроса от цены
Рыночные отношения строятся на обмене товарами и услугами между участниками хозяйственных отношений. Экономические агенты оказывают рыночное влияние в зависимости от соотношения общего количества товара, подлежащего обмену, и цены на него. Постепенно складываются закономерности, описывающие взаимодействие участников хозяйственных отношений. Одним из таких законов, является закон спроса.
Его функция показывает зависимость объема спроса от воздействия различных факторов. Закон спроса рассматривает его взаимосвязь с ценой. Они находятся в обратной зависимости друг от друга. Рост цен ведет к уменьшению потребности общества в благе. Если происходит ее снижение, то потребность в благе может возрасти. Эти изменения можно проследить, двигаясь по графику, приведенному на рисунке выше. Спрос может меняться под влиянием неценовых факторов, а именно:
- Изменения доходов покупателей в сторону увеличения или уменьшения.
- Ожидания потребителей, навязанные нехваткой товара.
- Изменение предпочтений покупателей.
- Маркетинговые расходы и изменение затрат на рекламу.
- Колебание цен на однородную продукцию или продукцию, близкую по свойствам рассматриваемой.
- Демографическая ситуация.
Тогда функция спроса будет выглядеть следующим образом:
$Q (D) = f (B, N, Pcom, Psub, W, Z, I, P)$,
где $P$ – цена, $I$ – доходы, $Z$ – вкусы, $W$ – ожидания покупателей, $Psub$ – цена на товары заменители, $Pcom$ – цена комплементарных товаров.
Таким образом, цена является внутренним фактором, воздействующим на спрос. В этом случае изменяется кривизна графика спроса. Эластичность определяет наклон кривой и ее форму, а влияние внешних неценовых факторов ведет к перемещению вдоль осей координат.
Функция Энгеля с формулой
Функция спроса представляет собой зависимость его изменения от рыночных факторов. Она может рассматриваться как совокупность требований, предъявляемых со стороны покупателей к рынку, так и распространяться на один товар или услугу. Функция спроса применяется для анализа рынка, способности товара удовлетворять потребности покупателей в тот или иной момент времени. Построение моделей происходит с помощью методов математической статистики с использованием информации об элементах рынка, например, об ожиданиях потребителей, их предпочтениях в моде и так далее.
Наиболее часто в теоретической науке используются однофакторные модели, показывающие зависимость спроса от уровня дохода потребителей. Их называют кривыми Энгеля. В общем виде формула такой кривой для построения выглядит следующим образом:
$Xi = fi (S)$
где $S$ – средний доход населения, $Xi $ – объем удовлетворяемого спроса. При этом формы кривых Энгеля могут быть различными. Например, спрос на товар в семье может расти под влиянием увеличения дохода, тогда кривая станет прямой, а функциональная зависимость будет линейной. Однако, рост доходов не всегда гарантирует поступательный рост объема потребления. Оно может изменяться скачкообразно, что приводит к формированию кривых спроса.
Недостаток функции Энгеля заключается в том, что покупатель не всегда действует логично и последовательно. Здесь необходимо учитывать принципы принятия решений потребителями в тех или иных ситуациях. Отследить изменение предпочтений с теоретической точки зрения достаточно сложно. В реальной жизни невозможно добиться поступательного изменения цен или доходов, так же самому потребителю необходимо проанализировать свой возможный рост доходов в будущем.
Функция Энегля рассматривается для нескольких потребителей, выбирающих одни и те же товары, но имеющих разный уровень дохода. Практически доходы участников этой совокупности не изменяются, но их можно рассмотреть как одного покупателя, чей доход изменяется. Исследователь получает возможность отследить объем потребления товара при росте или снижении дохода теоретического потребителя. По сути, кривые Энгеля очень похожи на кривые спроса, так как показывают зависимость его изменения от одного фактора. Единственное различие заключается в том, что кривая Энгеля показывает зависимость от дохода, а кривая спроса – зависимость от цены.
Кривая Энгеля строится исходя из двух параметров – дохода и объема потребления. Если рассматривать нормальные товары, предполагающие рост их потребления при увеличении дохода, то кривая Энгеля будет иметь положительный наклон. На графике показано изменение наклона кривой Энгеля для типов товаров, имеющих разную ценность для потребителя.
Рисунок 2. Изменение наклона кривой Энгеля для типов товаров, имеющих разную ценность для потребителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ