Особенности олигополии
Для того, чтобы четко понимать, что такое «олигополия», как определенный тип рынка, рассмотрим ситуации, возникающие на рынке в зависимости от количества основных субъектов (игроков) – продавцов и покупателей.
Продавцы представляют на рынке «предложение», то есть любой продукт труда, который находиться на рынке, храниться на рынке или может быть туда доставлен для целей обмена и получения выгоды (прибыли).
Покупатели на рынке представляют «платежеспособный спрос», то есть осознанную потребность в продукте труда, который удовлетворяет их нужды в чем-либо, обеспеченную платежными средствами, как правило, деньгами.
В зависимости от количества субъектов рынка с обеих сторон, возможны следующие ситуации, представленные в таблице ниже.
Рисунок 1. Рыночные ситуации, определяемые количеством субъектов со стороны продавцов и покупателей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как мы видим, существует 9 различных вариантов типов рынка, которые характеризуются своими особенностями поведения игроков на рынке.
Как, можно заметить, олигополия представляет такой тип рынка несовершенной конкуренции, которая характеризуется небольшим количеством субъектов со стороны продавца и большим количество субъектов со стороны покупателя. Такой рынок определяет присутствие несколько крупных компаний, которые фактически осуществляют конкуренцию между собой. Наиболее яркий пример – это рынок операторов сотовой связи в Республике Беларусь.
Исторически тенденция создания субъектов рынка типа «олигополия» определяется механизмом рыночной конкуренции, который жестко вытесняет с рынка более слабые предприятия путем либо путем их банкротства, либо путем поглощения и слияния с более сильными конкурентами.
Вторым основным фактором организации «олигополий» следует считать желание субъектов рынка реализовать так называемый «эффект масштаба производства», который создает особые условия как для экономии затрат, так и на создание существенных препятствий для вхождения в определенную отрасль новых субъектов. Такие препятствия (барьеры) могут быть связаны как с определенной величиной финансовых ресурсов, достижением низких затрат на производство и реализацию продукции, а также с наиболее рациональным использованием имеющихся ресурсов. История развития экономики как капитализма, так и социализма, представила разные варианты форм олигополии.
Формы олигополии
Представим характеристики наиболее распространенных форм «олигополии».
-
Картель (франц. cartel, итал. cartello, от carta – бумага, документ). Картель, как форма «олигополии», представляет собой соглашение между самостоятельными организациями одной и той же отрасли экономики, которые решают договориться о определенном разделении источников ресурсов, разделении рынков сбыта, установлении объемов квот участников в общем объеме производства и реализации их продукции, регулировании ценообразования на ресурсы и производимые товары, обмене патентами и др.
Наибольшее распространение эта форма «олигополии» получила в Германии, конец XIX — начало XX вв.
-
Синдикат (лат. syndicatus, от syndico – рассматриваю, проверяю, греч. syndikos – действующий сообща). Синдикат, как форма «олигополии», представляет собой более централизованную форму взаимодействия субъектов, которые входят в «олигополию», при этом сохраняют свою определенную юридическую самостоятельность, объединяют свои системы реализации продукции путем образования единого логистического центра по сбыту свой продукции. Применялась организациями Франции, России, конец XIX — начало XX вв.
-
Трест (от англ. trust — доверие). Трест представляет собой наиболее высокую рыночную форму «олигополии», в которой полностью объединены не только коммерческая деятельность (снабженческо-сбытовая), но и финансовые ресурсы организаций, основной производственный процесс организаций, входящих в него. Участники треста, утрачивают юридическую самостоятельность, фактически становятся филиалами (от лат. filial is — сыновний) треста. Наиболее широкое распространение эта форма «олигополии» получила в США, конец XIX — начало XX вв.
-
Консорциум, как форма «олигополии», представляет собой временное объединение участников «олигополии» на основе специального соглашения для осуществления какого-либо проекта с целью координации их совместнойпредпринимательской деятельности.
Основная идея консорциума – распределить роли участников таким образом, чтобы каждый из них работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших затратах на производство и реализацию производимой продукции.
Особенностью деятельности консорциума является то, что участники несут солидарную ответственность перед заказчиком. Данная форма «олигополии» - интернациональная, в равной степени применялась организациями во всех государствах.
-
Конгломерат (от лат.conglomerates – скопившийся, собранный). Конгломерат, как рыночную форму «олигополии», можно охарактеризовать, как форму объединения разнопрофильных организаций, входящих в состав «олигополии». Как правило, в этой форме «олигополии» сохранена высокая степень самостоятельности и децентрализация управления участников, осуществляющих различную предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики.
Конгломераты являются публичными компаниями. Как правило, их организационная форма – акционерные общества различного типа. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская Америка), в странахБРИК, а также многопрофильным компаниям.
-
Холдинг – достаточно новая рыночная форма «олигополии». Как привило, холдинг – это головная организация, осуществляющая контроль за деятельностью других участников «олигополии». Она имеет право не заниматься конкретной производственной и сбытовой деятельностью, представляет совокупность материнской организации и контролируемых ею дочерних организаций.
Контроль материнской организации за своими дочерними организациями осуществляется как доминирующим участием в их уставном капитале (фонде), так и путем определения основных направлений их хозяйственной деятельности, предусмотренным законодательством образом.
Страновая ориентация не просматривается, это современная наиболее распространенная форма олигополии во всех развитых странах.
-
Концерн (от англ. concern – объединение), нем. der Konzern). Концерн, как форма «олигополии», представляет собой союз юридически самостоятельных организаций, создаваемый через скупку одной организацией (становящейся материнской) контрольных пакетов акций других организация (которые получают в этом случае статус дочерних материнской организации, скупившей их контрольные пакеты акций), причем данный процесс происходит вне какой-либо четкой зависимости от отраслевой принадлежности данных фирм и определяется только экономической целесообразностью.
Аналогично холдингу, не имеет какой-либо страновой ориентации, современная наиболее распространенная форма олигополии во всех развитых странах.
Таким образом, сегодня наиболее распространенной формой монополии во всех развитых странах является картель, отраслевые холдинги и концерн. Среди современных экономистов существует в принципе единая точка зрения: олигополии обязательны в современной рыночной экономике. И хоть не всегда олигополистический рынок поддается контролю, его положительные стороны дают определенный заряд для формирования здоровой экономической системы.