Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формы олигополии

Особенности олигополии

Для того, чтобы четко понимать, что такое «олигополия», как определенный тип рынка, рассмотрим ситуации, возникающие на рынке в зависимости от количества основных субъектов (игроков) – продавцов и покупателей.

Продавцы представляют на рынке «предложение», то есть любой продукт труда, который находиться на рынке, храниться на рынке или может быть туда доставлен для целей обмена и получения выгоды (прибыли).

Покупатели на рынке представляют «платежеспособный спрос», то есть осознанную потребность в продукте труда, который удовлетворяет их нужды в чем-либо, обеспеченную платежными средствами, как правило, деньгами.

В зависимости от количества субъектов рынка с обеих сторон, возможны следующие ситуации, представленные в таблице ниже.

Рыночные ситуации, определяемые количеством субъектов со стороны продавцов и покупателей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Рыночные ситуации, определяемые количеством субъектов со стороны продавцов и покупателей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как мы видим, существует 9 различных вариантов типов рынка, которые характеризуются своими особенностями поведения игроков на рынке.

Замечание 1

Как, можно заметить, олигополия представляет такой тип рынка несовершенной конкуренции, которая характеризуется небольшим количеством субъектов со стороны продавца и большим количество субъектов со стороны покупателя. Такой рынок определяет присутствие несколько крупных компаний, которые фактически осуществляют конкуренцию между собой. Наиболее яркий пример – это рынок операторов сотовой связи в Республике Беларусь.

Исторически тенденция создания субъектов рынка типа «олигополия» определяется механизмом рыночной конкуренции, который жестко вытесняет с рынка более слабые предприятия путем либо путем их банкротства, либо путем поглощения и слияния с более сильными конкурентами.

Вторым основным фактором организации «олигополий» следует считать желание субъектов рынка реализовать так называемый «эффект масштаба производства», который создает особые условия как для экономии затрат, так и на создание существенных препятствий для вхождения в определенную отрасль новых субъектов. Такие препятствия (барьеры) могут быть связаны как с определенной величиной финансовых ресурсов, достижением низких затрат на производство и реализацию продукции, а также с наиболее рациональным использованием имеющихся ресурсов. История развития экономики как капитализма, так и социализма, представила разные варианты форм олигополии.

«Формы олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формы олигополии

Представим характеристики наиболее распространенных форм «олигополии».

  • Картель (франц. cartel, итал. cartello, от carta – бумага, документ). Картель, как форма «олигополии», представляет собой соглашение между самостоятельными организациями одной и той же отрасли экономики, которые решают договориться о определенном разделении источников ресурсов, разделении рынков сбыта, установлении объемов квот участников в общем объеме производства и реализации их продукции, регулировании ценообразования на ресурсы и производимые товары, обмене патентами и др.

    Наибольшее распространение эта форма «олигополии» получила в Германии, конец XIX — начало XX вв.

  • Синдикат (лат. syndicatus, от syndico – рассматриваю, проверяю, греч. syndikos – действующий сообща). Синдикат, как форма «олигополии», представляет собой более централизованную форму взаимодействия субъектов, которые входят в «олигополию», при этом сохраняют свою определенную юридическую самостоятельность, объединяют свои системы реализации продукции путем образования единого логистического центра по сбыту свой продукции. Применялась организациями Франции, России, конец XIX — начало XX вв.

  • Трест (от англ. trust — доверие). Трест представляет собой наиболее высокую рыночную форму «олигополии», в которой полностью объединены не только коммерческая деятельность (снабженческо-сбытовая), но и финансовые ресурсы организаций, основной производственный процесс организаций, входящих в него. Участники треста, утрачивают юридическую самостоятельность, фактически становятся филиалами (от лат. filial is — сыновний) треста. Наиболее широкое распространение эта форма «олигополии» получила в США, конец XIX — начало XX вв.

  • Консорциум, как форма «олигополии», представляет собой временное объединение участников «олигополии» на основе специального соглашения для осуществления какого-либо проекта с целью координации их совместнойпредпринимательской деятельности.

    Основная идея консорциума – распределить роли участников таким образом, чтобы каждый из них работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших затратах на производство и реализацию производимой продукции.

    Особенностью деятельности консорциума является то, что участники несут солидарную ответственность перед заказчиком. Данная форма «олигополии» - интернациональная, в равной степени применялась организациями во всех государствах.

  • Конгломерат (от лат.conglomerates – скопившийся, собранный). Конгломерат, как рыночную форму «олигополии», можно охарактеризовать, как форму объединения разнопрофильных организаций, входящих в состав «олигополии». Как правило, в этой форме «олигополии» сохранена высокая степень самостоятельности и децентрализация управления участников, осуществляющих различную предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики.

    Конгломераты являются публичными компаниями. Как правило, их организационная форма – акционерные общества различного типа. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская Америка), в странахБРИК, а также многопрофильным компаниям.

  • Холдинг – достаточно новая рыночная форма «олигополии». Как привило, холдинг – это головная организация, осуществляющая контроль за деятельностью других участников «олигополии». Она имеет право не заниматься конкретной производственной и сбытовой деятельностью, представляет совокупность материнской организации и контролируемых ею дочерних организаций.

    Контроль материнской организации за своими дочерними организациями осуществляется как доминирующим участием в их уставном капитале (фонде), так и путем определения основных направлений их хозяйственной деятельности, предусмотренным законодательством образом.

    Страновая ориентация не просматривается, это современная наиболее распространенная форма олигополии во всех развитых странах.

  • Концерн (от англ. concern – объединение), нем. der Konzern). Концерн, как форма «олигополии», представляет собой союз юридически самостоятельных организаций, создаваемый через скупку одной организацией (становящейся материнской) контрольных пакетов акций других организация (которые получают в этом случае статус дочерних материнской организации, скупившей их контрольные пакеты акций), причем данный процесс происходит вне какой-либо четкой зависимости от отраслевой принадлежности данных фирм и определяется только экономической целесообразностью.

    Аналогично холдингу, не имеет какой-либо страновой ориентации, современная наиболее распространенная форма олигополии во всех развитых странах.

Замечание 2

Таким образом, сегодня наиболее распространенной формой монополии во всех развитых странах является картель, отраслевые холдинги и концерн. Среди современных экономистов существует в принципе единая точка зрения: олигополии обязательны в современной рыночной экономике. И хоть не всегда олигополистический рынок поддается контролю, его положительные стороны дают определенный заряд для формирования здоровой экономической системы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot