Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Задачи олигополии

Сущность олигополии

Олигополия – это конкуренция в несовершенном виде, где затруднено вхождение новых продавцов на рыночную площадку, а в некоторых случаях это даже невозможно.

Олигополия как форма рыночных отношений, не ограничивает число участников рынка, однако, есть общие тенденции, которые позволяют выявить средний показатель объектов подобного рынка.

Современные экономисты установили, что среднее число олигополистических участников должно быть от 2-3 фирм и в среднем до 24 на рынке со схожими товарами. В этом случае рынок можно признать олигополистическим. Минимальное количество продавцов на олигополистическом рынке должно быть, как минимум 2 , ибо один игрок это уже чистая монополия. Хотя надо отметить, что и 2 продавца это уже совсем близко к монополистическому строю, чего в условиях конкуренции не должно быть.

Замечание 1

Когда достигается верхний предел участников олигополистического рынка, равный 24 объектам, тогда начинается иная форма рыночных отношений – монополистическая конкуренция.

Также экономисты выделяют:

  • жесткую олигополию;
  • расплывчатую олигополию.

Первая представляет собой наличие на рынке всего лишь 2-3 продавцов, которые и диктуют правила рынка, поэтому он считается жестким, регулирование цен почти нет, ассортимент также ограничен, развитие такого рынка товаров идет достаточно медленно.

Расплывчатая олигополия является самой распространенной, в этом случае на рынке около 6 участников или больше, в данном случае товарный ассортимент более широкий, ценовая политика более гибкая. Также в данном случае, из нескольких групп, конечно, есть фирмы или альянсы более сильных соперников и более мелких компаний, однако, все уживаются на одном рынке.

Также олигополия может носить более плотные черты или более разреженные. Плотность олигополии заключается в том, что на один небольшой рынок идет сильное сосредоточение продавцов, также внутри такого рынка возможны быстрые альянсы с целью вытеснения остальных участников рынка. В случае с разреженной олигополией все происходит наоборот, фирм достаточно мало (до 8 участников), и они редко соединяются друг с другом с целью выживания и повышения конкурентоспособности.

«Задачи олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Помимо всего перечисленного олигополию можно делить на ординарную и дифференцированную. Так, олигополия ординарная представляет собой рынок, где господствуют товары стандартного типа, например, рынок цветного металла или чугуна, железа, дерева и т.д. Рынок же дифференцированный, наоборот, предлагает товары различного образа и типа, но только в том случае, если это возможно. Примером такого рынка может стать рынок пищевой торговли, где полное разнообразие видов товара, его ассортимента, назначения и т.д.

Таким образом, олигополия может быть разнообразной как по видам, так и формам. В зависимости от многих факторов, участников рынка, производимого товара рынки олигополии деяться на различные группы.

Область действия олигополии

Определение 1

Область действия и распространения олигополии – это рынок конкурентной среды, где олигополия, как отдельно сформировавшаяся область, устанавливает свои правила.

Основное действие олигополии – это создание трудных условий входа на рынок новых участников, иначе сама структура олигополии может разрушиться. Поэтому к участникам предъявляются, слишком высокие требования:

  • Наличие у нового участника рынка хороших финансовых ресурсов. Фирма, чтобы существовать на олигополистическом рынке, должна обладать огромными финансовыми ресурсами, чаще всего измеряемыми миллиардами долларов, такой финансовый потенциал позволит выйти на рынок и составить конкуренцию, преимущественно в цене товара. Но надо заметить, что большая часть фирм не располагает такими возможностями, поэтому и не пытается войти на такой рынок, понимая, что это почти бесполезно;
  • Формирование деятельности на основании патентов. Патент сильно ограничивает условия входа на подобный рынок. Патентом является право обладания на конкретный вид товара, где другая фирма не имеет право создавать и продавать аналогичный товар, что и создает олигополистический рынок;
  • Проведение серьезной и масштабной рекламной деятельности. Эта деятельность, требующая больших затрат, является приоритетным условием олигополистического рынка. Здесь надо заметить, что не каждая фирма готова платить за рекламу столь большие деньги и формировать рекламный бюджет такого уровня.

Задачи олигополии

Рынок олигополии преследует различного рода задачи:

  • Повышать уровень качества производимого товара. Так как количество участников рынка олигополии ограничено, ввиду этого «здоровой» конкуренции внутри него не образуется, хотя известно, что высокий уровень конкуренции повышает качество товара. Поэтому основополагающей задачей олигополии считает как раз повышения качества товара, господствующего на данном рынке;
  • Стабилизировать ценовую политику. Когда фирмы находятся в благоприятных условиях, начинают объединяться вместе, тем самым выдавливая мелкие предприятия с рынка, то все это может привести к тому, что фирмы – «победители» начнут диктовать рынку свои цены, что будет способствовать не снижению цен на товар, а, наоборот, повышению. Это негативно скажется на конкурентном рынке в целом, поэтому задача олигополии удержать ценовую политику;
  • Уход от монополии. Олигополистический рынок, особенно, когда он находится в форме жесткой олигополии (где всего 2-3 участника на рынке), может перерасти из олигополистического в монополистический, а это недопустимо в условиях конкуренции. Поэтому еще одной важной задачей олигополии является удержание олигополистической структуры.

Таким образом, основные задачи олигополии сводятся к удержанию качества товара на рынке, не допущение монополистического строя и стабилизация ценовой политики. При реализации всех этих задач олигополия может свободно и беспрепятственно господствовать на рынке.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot