Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ олигополии

Что такое олигополия

Определение 1

Олигополия – это разновидность конкурентной среды на рынке.

Замечание 1

Олигополия, как особая форма правления на рынке, которая имеет большое значение для рыночных отношений. Особое внимание в ней уделяется именно вопросам ценообразования, так как цена – это способ прямого и непосредственного воздействия на потребителя и регулирование спроса на товар и услуги.

Олигополия рождается с одной стороны, сама по-себе, а с другой, на ее происхождение оказывают влияние различные факторы. Олигополия особенно интересна тем участникам рынка, которые обладают достаточным количеством разнообразных экономических ресурсов, причем в том объеме, когда можно «задавить» потенциальных конкурентов.

Олигополия представляет собой правление на рынке определенного узкого круга производителей, которые выпускают схожий по различным признакам товар, господствующий на этом рынке.

Все производители на таком типе рынка вправе и имеют возможность производить два вида товара:

  • стандартизированный;
  • дифференцированный.

Но, прежде чем начать работать на рынке олигополии, компания должна сформировать для себя четкую стратегию работы на данном типе рынке, которая бы позволила ей не только работать, но и развиваться.

Также на рынок олигополии влияют разнообразные факторы, которые напрямую или косвенно пытаются управлять бизнес процессом внутри этого рынка, на стратегии управления внутри фирм – конкурентов и общий спрос на рынке.

Здесь же надо заметить, что эффективность олигополии достаточно сомнительная, большая часть экономистов считает, что это не самый лучший тип рыночных отношений, так как при этом страдает инновационный и научно – технический прогресс, без которого развитие рынка невозможно. При этом для покупателей также созданы не самые лучшие условия, выраженные в высоких ценах, малых объемах производства и т.д.

«Анализ олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Признаки олигополии

Олигополия, как особая форма рынка, имеет свои особые признаки:

  • Весь рынок олигополии разделен на доли, таких долей внутри самого рынка немного, они сосредоточены в руках определенных компаний, которых немного. Рынок олигополии не может содержать в своем составе много участников, лишь ограниченное количество, если участников совсем мало, то это уже монополия, если слишком много, то это здоровая конкурентная среда;
  • Внутри олигополии может продаваться совершенно любой продукт, любой компании и любого типа. Здесь надо отметить, что данный продукт может быть схожим у всех компаний, либо совершенно различным. То есть к товару особых требований со стороны такого рынка не предъявляется;
  • Сложная конкуренция внутри рынка олигополии. Так как сам по себе рынок выходит на такую стадию развития, что вход на него новым участникам очень не прост, это создает определенные трудности для создания здоровой конкуренции, барьеры слишком высокие, но для некоторых фирм возможные, поэтому это не зарождает монополию;
  • Общая система принятия решений. Все фирмы, внутри олигополии работают достаточно сообща, особенно, что касается определенного ряда решений. Так, например, ценовая политика вертится вокруг всех конкурентов, общая система выпуска товара, проведение сбытовой и рекламной политики, изменение товарного ассортимента. Все это происходит из-за того, что фирмы взаимосвязаны между собой при такой форме рынка.

Итак, основные признаки олигополии говорят о том, что это особая фора рыночного взаимодействия, при которой все участники рынка работают и действуют сообща, иначе это может привести к нарушению экономического равновесия внутри рынка, следовательно, он может перерасти либо в монополию, либо в полностью конкурентную среду, что нежелательно для компаний, работающих уже на условиях олигополии.

Анализ олигополии

Анализ рынка олигополии можно проводить с помощью нескольких моделей

Первая модель, позволяющая делать анализ олигополии – это модель Штакельберга. Данная модель говорит о том, что внутри олигополии действует информационная асимметрия. Это означает, что определенная фирма, работающая в условиях рынка олигополии, является приоритетной, то есть на основании ее показателей, таких как: цена, объемы выпуска товара, рекламные мероприятия и т.д., другие фирмы начинают под нее подстраиваться и работать по тем же параметрам и в тех же условиях;

Вторая модель для анализа олигополии – это модель Курно. Суть данной модели в том, что, если внутри олигополии компании не соединяются для совместной работы на рынке, а действует каждая сама по себе, то в этом случае сама кривая «Олигополии» будет зависеть от цены на действующем рынке, а также от производимого товара, ввиду чего стоимость на производимый товар или услуги будет равновесный. Но эта модель работает только в том случае, если альянсы внутри рынка не предусмотрены, каждая фирма сама решает, какую цену ставить, в каком объеме производить, лишь в малой степени считаясь с конкурентами;

Третья модель для анализа олигополии – это модель Бертрана. Данная модель основана, прежде всего, на ценовых параметрах, используемых фирмами конкурентами при олигополии. В этом случае при борьбе конкурентов с помощью цен начинается противоречия в области олигополии и конкуренции. Ученый выявил это противоречие и поставил его во главе данной модели. То есть в олигополии не должно быть явной ценовой конкуренции, но она есть и будет, как в условиях обычного конкурентного рынка;

Анализ олигополии по модели «издержки плюс». Данная модель ориентирована на те компании, чей товар невозможно пощупать и оценить или проанализировать заранее, то есть это услуги, предоставляемые на рынке. В основе модели лежит механизм анализа себестоимости услуги, а затем прибавления процента ожидаемого дохода от выполненной работы. Такому принципу ценообразования в условиях олигополии существовать остаточно сложно, однако, оно имеет место быть.

Таким образом, анализ олигополии проводится по средствам нескольких основных общепринятых моделей, в основе которых положены все основные принципы и признаки работы такого рынка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot