Фокальная точка – это психологический феномен, с помощью которого обеспечивается согласованность действий экономических субъектов в условиях, когда непосредственный обмен информацией невозможен.
Общие сведения о фокальных точках в экономике
В настоящее время рынки чувствительно реагируют на фундаментальные изменения и экономические новости. Причины этих реакций принято называть фокальными точками. Так, в качестве фокальных точек сегодня может выступать китайский юань, завтра – решение Федеральной резервной системы по процентным ставкам, послезавтра – индекс Доу-Джонса. Т.е. то событие, которое сегодня является фокальной точкой, завтра таковым уже не будет.
Понятие фокальной точки было введено американским экономистом Томасом Кромби Шеллингом в работе «Стратегия конфликта», которая была впервые опубликована в 1960 году.
Фокальные точки начинают играть большую роль в условиях неопределенности на рынке, когда отсутствует какой-либо четко выраженный тренд. В этих условиях на рынок может оказать серьезное влияние любой, даже малозначимый фактор. При этом участники рынка в зависимости от его текущего настроения могут по-разному интерпретировать одни и те же новости.
Главной характеристикой фокальных точек является их динамичность. Это связано с тем, что со временем изменяется их влияние на рынок. В момент публикации какой-либо новости появляются связи между рынками, однако они не вечны и не могут использоваться в качестве статичного индикатора.
Непредсказуемость изменения фокальных точек обуславливает сложность составления каких-либо экономических прогнозов. В то же время фокальные точки способны подсказать экономическим субъектам, какие моменты времени являются наилучшими для входа на рынок и выхода из него.
Фокальные точки оказывают влияние на настроение инвесторов, становясь фактически причинами рыночного оптимизма и пессимизма. К значимым для рынка новостям относится:
- публикация корпоративных отчетов;
- проведение пресс-конференций;
- заявления политических лидеров и государственных деятелей;
- инсайдерская информация и многое другое.
Они способны усилить внутреннюю динамику рынка и вызвать более быстрые развороты рыночной ситуации.
В условиях большого объема информации трейдеры должны провести анализ как внутренней динамики рынка, так и внешних факторов, и, базируясь на его результатах, выстраивать свою торговую стратегию.
Теоретические основы координации в экономике
Формы и принципы координации в экономике имеют большое значение для организации реального сектора. Скоординированные действия отдельных игроков обеспечивают усиление рыночных позиций. Рыночная координация позволяет, с одной стороны, противостоять разнообразным рискам, а с другой стороны, иметь достаточную переговорную силу для противостояния возможному давлению иных экономических субъектов.
Координация представляет собой одну из функций управления. Она выполняется совместно с такими функциями, как планирование, прогнозирование, организация, учет, анализ, контроль, мотивация, обучение и др. Суть координации заключается в упорядочении и согласовании действий в управляемой системе, в приведении их в соответствие с поставленной целью.
Значение координации в экономической деятельности состоит в обеспечении целостности и устойчивости организационных единиц и других более крупных систем. Она осуществляется посредством создания рабочих групп, информационных систем, соответствующих организационных структур управления, а также назначения координатора.
Координация предполагает обмен информацией. В настоящее время он преимущественно осуществляется с помощью компьютерных сетей, однако это не отменяет необходимость личных встреч экономических субъектов и проведения переговоров между ними.
Координация в российской экономике и фокальные точки
В отечественной экономике слабо развита координация субъектов экономических отношений. Потенциально она могла бы происходить через различные формы объединений, например, профессиональные союзы (для наемных работников), ассоциаций (для предприятий). Данные институциональные единицы присутствуют в российской экономике, однако их деятельность скорее носит формальный характер – какого-либо значимого воздействия на принятие тех или иных ключевых решений они оказать не могут.
Общность экономической и социальной культуры задействованных участников хозяйственной деятельности определяет выбор фокальной точки, которая будет служит сигналом для соответствия определенному поведению. Например, в качестве такой точки может быть выбрана информация, которая содержит сведения о предстоящем повышении заработной платы, о росте потребительских цен, об изменении системы налогообложения корпоративной прибыли и т.д.
Если субъекты российской экономики достигнут одного определенного уровня понимания происходящих вокруг событий (точнее говоря, если повысится уровень их экономической культуры и грамотности), то существенно вырастет вероятность одинакового реагирования ими на одни и те же фокальные точки. Когда данное обстоятельство будет замечено субъектами российской экономики, то они в большей степени окажется склонными к координации своих поступков в рамках неких организационных форм.
При этом не стоит ожидать, что решение проблемы координации в отечественной экономике будет скоротечным – оно требует немалого количества времени. Это связано с тем, что процесс координации включает поочередное обеспечение совместимости на всех уровнях экономической системы: на уровне элементов, на уровне частей (например, подсистем, функциональных узлов, кластеров функций), на уровне целого и на уровне системы (целого) с окружающей средой (как более широкой системой).