Сущность электронной экономики
К концу двадцатого века мировое сообщество перешло к массовому использованию цифровых технологий. Они используются не только в быту, но и в промышленной, производственной, торговой сферах жизни. Толчком к развитию электронных экономических отношений стало появление интернета, широкое применение персональных компьютеров, распространение и повышение качества телекоммуникации. Проникновение информационных технологий во все сферы жизни, привели к возникновению виртуальных форм бизнеса, таких как:
- интернет-магазины;
- интернет-банки;
- виртуальные платежные системы;
- виртуальные валюты.
Впервые понятие электронная экономика было введено Николосом Негропонте в 1995 году. Он высказал мнение, что уровень развития цифровых технологий привел к тому, что вес, сырье и транспорт ушли в прошлое. Теперь появилась возможность мгновенного заключения различного вида сделок и глобальному перемещению.
Электронная экономика прошла три этапа развития. Первый относится к восьмидесятым годам прошлого века, когда был изобретен и внедрен в широкое использование интернет. Примерно с середины девяностых начался новый этап, характеризующийся появлением новых хозяйственных форм, присущих интернет пространству. Последний этап относится к появлению виртуальных товаров и услуг, а так же цифровых валют.
Стоит отметить, что электронная экономика имеет достаточно высокие темпы развития. С одной стороны, это несет массу положительных тенденций, с другой сталкивается с рядом трудностей. Например, законодательство порой не поспевает за темпами появления новых форм информационных технологий, продуктов, отношений, возникающих между продавцом и покупателем, предпринимателем и контрагентом.
Электронная экономика представляет собой систему хозяйственных отношений, возникающих между субъектами, в части производства, распределения, обмена и потребления в сфере цифровых товаров и услуг.
В настоящее время выделяют следующие элементы системы электронной экономики:
- электронную торговлю;
- электронные деньги;
- электронный маркетинг;
- электронный банкинг;
- электронные услуги страхования.
Отличительные особенности электронной экономики
Электронная экономика имеет ряд отличительных особенностей, которые формируют ее специфику. Так в отличие от реальной хозяйственной системы страны, для нее прежде всего характерна виртуальность. Она не может существовать вне интернет пространства. Такая особенность дает ряд преимуществ, например, скорость обмена информацией, совершения сделок и взаиморасчетов.
Второй особенностью цифровой экономики является ее зависимость от высоких технологий и телекоммуникационных услуг. Реальная хозяйственная система способна функционировать без электронной составляющей. Цифровые отношения не возможны без вышеперечисленных технических средств.
Реальная и электронная экономика оказывают взаимное влияние друг на друга. Первая создает базис для развития второй, вторая дает дополнительные возможности и варианты для стимулирования оффлайн бизнеса. Электронная коммерция увеличивает обороты компаний. В настоящее время репутация предприятия снижается, если оно не обладает интернет сайтом или электронными каналами взаиморасчетов.
Появление представительств компаний в Интернете привело к развитию интернет-маркетинга и рекламы. Последняя в виртуальной среде является более дешевой и при этом более эффективной.
Сильное влияние электронной экономики на реальную выражается и в ее доли во внутреннем валовом продукте. По сравнению с западными странами в России данный коэффициент несколько ниже. Однако, все равно влияет на конечный показатель ВВП. Большой вклад в формирование национального дохода приносят виртуальные платежи. Внедрение цифровых технологий в бытовую жизнь человека, убыстрило и облегчило взаиморасчеты среди хозяйствующих субъектов.
Использование безналичных платежей ведет к ежегодному увеличению внутреннего валового продукта. Кроме того, применение банковских карт позволило создать большое количество рабочих мест.
Ускорение платежей стимулирует развитие бизнеса, и как следствие, ведет к экономическому росту. Особое значение имеет доступность кредитов и кредитных карт, которые способствуют повышению спроса.
Электронная экономика в России
Современная мировая экономика требует стимулирования и развития ее электронной составляющей на национальном уровне различных стран. Поэтому в России на государственном уровне необходимо реализовать следующие направления в электронной экономике:
- Законодательно признать и регулировать интернет – торговлю, использование виртуальных валют и других современных цифровых продуктов.
- Разработать и реализовать компании – платформы мирового уровня.
- Развивать и внедрять новые современные технологии.
- Создать статистическую базу данных в соответствии с требованиями времени для оптимизации государственного управления.
- Перевести государственные и муниципальные услуги в более удобную и доступную виртуальную среду.
В России разработана государственная программа реализации целей и задач по развитию электронной экономики. План должен быть внедрен в жизнь к 2030 году. Первый этап подразумевает создание единой информационной среды, стимулирование развития частных компаний, внедрение интернет – технологий в сферу оказании государственных услуг, адаптировать законодательство страны под новые требования электронной экономики. Второй этап направлен на наращивание доли во внутреннем валовом продукте, а так же расширение участия в управлении цепочками в мировом пространстве.
Основой развития электронной экономики в России является укрепление и стабилизация позиций виртуального бизнеса. Для этого необходимо создать единое правовое пространство, позволяющие регулировать отношения между субъектами сделок в Интернет среде. Так же важно обеспечить защиту интересов каждой из сторон электронных экономических отношений.
Особое внимание стоит уделить снижению доли теневого рынка, нелицензионной продукции. Необходимо оптимизировать налоговое законодательство в области электронного бизнеса, совершенствовать системы цифровых платежей и взаиморасчетов. Для этого важно обеспечить кибербезопасность виртуального пространства.
Кроме того, интернет – бизнес требует новых технологий поставок и логистики, доступности и высокой скорости доставки продукции.