Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономика сферы сервиса

Все предметы / Экономика / Экономика сферы сервиса
Содержание статьи

Сфера сервиса

Определение 1

Сфера сервиса – это экономический сектор, который занимается предоставление коммерческих и некоммерческих услуг.

Эта категория является обобщающей.К ней относят многообразие услуг, которые могут оказываться фирмами, организациями и отдельными физическими лицами. Сфера услуг исторически включает в свой состав:

  • Культуру.
  • Бытовое обслуживание.
  • Образование.

Сегодня развитые экономики делают особый упор на развитие сферы услуг. Это направление считается приоритетным, так как создает условия для развития современной инфраструктуры. Последнее позволяет перейти к постиндустриальному обществу. Сфера услуг в развитых странах приносит до 50-60% ВВП ежегодно.

Одной из важнейших задач сферы сервиса является обслуживание инфраструктуры экономики. Сюда относят услуги производственной инфраструктуры, обслуживающих сфер экономики, а так же социальную сферу, куда входят услуги непроизводственной, юридической и финансовой сферы. Большой спектр услуг оказывается в рамках сферы обслуживания. Здесь выделяют жилищно-коммунальные услуги, строительство, техническую поддержку, электро-, газо-, тепло-, водоснабжение, канализацию, так же услуги транспорта, связи, телекоммуникации, общественного питания, страхования.

Сфера сервиса ориентирована на потребности человека, поэтому существует широкий спектр услуг, которые оказываются именно в социальном направлении. Здесь отмечают образовательные, информационные, юридические, финансовые, охранные, туристские, развлекательные услуги.

Развитие сферы услуг стало следствием научно-технического прогресса. Постиндустриальное общество нуждается в решении задач в области управления автоматизированными и механизированными системами, а так же в сфере распределения продукции. На первый план сегодня выходит интеллектуальный труд. Он считается основным конкурентным преимуществом как на национальном, так и на международном экономическом уровне.

Экономика сферы сервиса

Начиная с 1970 года научно-техническое развитие начало носить информационный оттенок. Сервисная сфера стала развиваться в более сложных наукоемких отраслях экономики. Сегодня рынок услуг занимает крепкую позицию в мировом хозяйстве. Еще одной тенденцией в развитых странах стало сокращение промышленности и ее доли в совокупном доходе.

Готовые работы на аналогичную тему

Рост доли сферы услуг в валовом продукте говорит о том, что добавленная стоимость тоже растет. Международный рынок услуг отличается неравномерностью развития. Это связано с вполне естественным ходом событий. Развитые страны, имеющие излишний капитал, смогли инвестировать его в наукоемкие отрасли, а затем, организовать экспорт услуг в развивающиеся страны. Международная торговля услугами напрямую связана с уровнем развития региона. Например, в США, Европе и развитых странах Азии среднегодовой рост экспорта превышает рост импорта в этом секторе. А в странах Латинской Америки и Африки складывается противоположная ситуация. Если доля услуг в экспорте и импорте страны высока, то возможно выявить направленность экономики. Развивающиеся страны так же стремятся наращивать долю услуг в совокупном доходе, выделяя отдельные отрасли. В развитых странах осуществляется равномерный рост показателей по всем отраслям услуг.

Данное направление экономической деятельности привлекает все большее количество трудовых ресурсов. Это связано с масштабами рынка, с сокращением рабочих мест в других отраслях экономики. Производство механизируется, увеличивается его емкость. Сфера услуг имеет перспективу, что привлекает потенциальную рабочую силу.

Сфера сервиса в России

Россия считается развивающейся экономикой. В ней развиты первичный и вторичный сектор экономики. Если добывающая промышленность приносит существенный доход в государственный бюджет, то перерабатывающие отрасли представлены отдельными категориями. Государственная власть давно поняла необходимость развития сферы услуг.

Сфера услуг формирует до 30% рабочих мест для населения. Она удовлетворяет потребности домашних хозяйств, а так же является частью работы промышленности и сельского хозяйства. Благодаря сфере сервисы создаются рабочие места, увеличивается поступление в бюджет, повышается качество жизни населения, а значит, решаются социально-бытовые вопросы. Рост интереса к сфере услуг связан с необходимостью повышения благосостояния населения, доступности информации, значительным расширением спектра оказываемых услуг.

Сфера сервиса в России в первую очередь представлена транспортом и торговлей. Торговля позволяет регулировать баланс между предложением и спросом, доводить готовую продукцию до потребителей, осуществлять государственный контроль, а так же проводить исследования и анализ рынка. Транспорт является одним из наиболее востребованных направлений. Географические особенности России требуют уделять особое внимание транспортному сообщению. Оно обеспечивает связь между отдаленными регионами страны.

Еще одним быстроразвивающимся направлением, ставшим ответом на требования времени, является телекоммуникация и связь. Современный уровень отношений между субъектами требует обеспечения безопасной и быстрой передачи информации. Сотовая связь и Интернет стали неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Финансовый сектор в России намного уступает иностранным конкурентам. Банковская система и фондовый рынок в стране проходят этапы становления. Здесь сохраняются противоречия в законодательстве, существуют проблемы в управлении процессами. С инвестиционной точки зрения, финансовый сектор России не является привлекательным как для национальных, так и для иностранных вкладчиков.

Еще одно направление, которое стало активно развиваться в России в последние годы – это туризм. Несмотря на то, что страна обладает огромным потенциалом в этой сфере, туризм развит мало. Он требует подготовки соответствующих кадров, модернизации хозяйства, разработки новых маршрутов для туристов из других стран.

Основными тенденциями сферы услуг являются рост занятости населения, необходимость обеспечения конкурентных преимуществ относительно иностранных поставщиков услуг. Российское правительство проводит политику протекционизма в сфере сервиса с целью оказания поддержки внутренним производителям.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис