Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономика отраслевых рынков

Сущность отраслевых рынков

Определение 1

Отраслевой рынок – это экономические отношения, который возникают между субъектами экономики относительно благ, произведенных предприятиями, использующими однотипные ресурсы и технологии.

Экономика является сложной многоуровневой системой, где каждый субъект задействован в процессе создания, распределения, сбыта и конечного потребления продукции. Национальное хозяйство специализируется на определенных видах производства в силу природно-климатических условий, наличия факторов производства, территориального положения и международного разделения труда. Реальный сектор экономики делится на отрасли. Отрасль представляет собой совокупность субъектов, которые производят однотипную продукцию, удовлетворяют сходные потребности покупателей.

В Росси под отраслью понимается элемент экономики, который составляют производители аналогичных продуктов. На их долю должна приходиться основная часть объема их производства. Отраслевые рынки описывают взаимодействие производителей и потребителей, которые складываются относительно товаров-заменителей. Если все товары рассматривать с точки зрения возможности замены, то можно отследить разрывы эластичности спроса на смежные продукты. Получается, что отраслевой рынок формируется вокруг однородного товара, либо группы товаров, которые могут в полной мере удовлетворить интересы покупателей.

Для отраслевого рынка характерна конкуренция, как правило, несовершенная, которая характеризуется искажением рыночной информации.

Типы отраслевых рынков и их структура

Отраслевые рынки принято классифицировать по количеству продавцов. Так, выделяют следующие структуры:

  1. Выпуск одного товара осуществляют монополии или олигополии. На таком рынке возникает чистая конкуренция.
  2. Дифференцированные товары выпускают чистые многопродуктовые монополии или олигополии, занимающиеся производством дифференцированной продукции. На таком рынке действует монополистическая конкуренция.
«Экономика отраслевых рынков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Чистая конкуренция на отраслевом рынке складывается тогда, когда на нем производится однородный продукт. Ни один производитель не может оказывать существенного влияния на объем выпуска или цену, поэтому стоимость определяется соотношением рыночного предложения и спроса. Она не может контролироваться одним продавцом, так как никто из участников рынка не обладает рыночной властью.

В реальности субъекты стремятся к монополизации собственной доли с целью обретения рыночной власти. Они используют рынок для реализации собственных интересов. Стоит отметить, что структуру рынка может определять предприниматель, который выступает единственным покупателем. В этом случае формируется монопсонический рынок. При монополиях и монопсониях властью обладает один игрок, а равновесие на рынке невозможно предсказать. Хотя соотношение объема предложения или спроса и уровень цен в таких структурах все равно достигают определенного рыночного равновесия.

Структура отраслевого рынка определяется:

  • Количеством покупателей или продавцов.
  • Долей компании в структуре рынка.
  • Степенью однородности продукции.
  • Мобильностью факторов производства.
  • Барьерами.
  • Полнотой рыночной информации.

Иногда случаются ситуации, при которых структура рынка и его связей может измениться. Для отраслевых рынков – это фундаментальная трансформация.

Экономика отраслевых рынков

Отраслевой рынок определяется как совокупность субъектов, которые выпускают схожую продукцию. Это синтетическое понятие, объединяющее в себе рынок и отрасль. Рынок определяется его продуктовыми границами, временем и пространственными ограничениями. Отрасли обычно привязаны к источнику энергии, территориальному расположению, инфраструктуре. В Европе границы рынка определяются по следующим критериям:

  1. Показатель изменения выручки при изменении цены.
  2. Корреляция цен товаров во времени.
  3. Географическая ограниченность рынка.

Сюда же относят специализацию, которая отражает долю объема продаж, показатель охвата, показывающий продажи конкретного блага. Границы отраслевого рынка зависят от рыночной доли продаж, доли численности занятых на предприятии, доли балансовой стоимости фирмы и доли добавленной стоимости.

Если функционирование монополий и олигополий достаточно понятно и прозрачно, то сложности возникают с исследованием рынков неоднородных продуктов или с дифференцированной продукцией. Товар каждого производителя обладает уникальным набором качеств, что выделяет его среди похожих благ. Структура рынка во многом определяет степенью дифференциации продукции. Для этого определяется число торговых марок, , объемы маркетинговых расходов, показатели перекрестной эластичности спроса, приверженность торговой марке.

Различают горизонтальную и вертикальную дифференциацию. Потребитель различает потребительские свойства товаров, которые могут удовлетворить его разные предпочтения. Сам потребитель руководствуется приверженностью к какой-либо марке. Вертикальная дифференциация выражается в различении потребителями качества товаров, которые способны удовлетворить одни и те же потребности. То есть, продукт определяется горизонтальной дифференциацией, если на него влияют предпочтения потенциальных покупателей. На рынке вертикальной дифференциации спрос зависит от качества и уровня цен.

Замечание 1

Монополистическая конкуренция проявляется в желании производителей монополизировать свою долю рынка. Как правило, они производят однородную продукцию, но предлагают дополнительный сервис, новые качества и услуги, чем конкурируют с другими производителями.

Дата последнего обновления статьи: 08.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot