Ключевые категории и определения планирования и прогнозирования
Предпосылкой достижения целей хозяйствующего субъекта является определение потребностей и пожеланий целевых потребителей и их удовлетворение более эффективно и рационально, чем это делают конкуренты. Для этого хозяйствующие субъекты должны разрабатывать собственный план дальнейших действий. Часто это бизнес-план, в котором отражены цели хозяйствующего субъекта, дается их обоснование, определяются пути достижения целей, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы.
Бизнес-план разрабатывается чаще всего на 3-5 лет с разбивкой на отдельные периоды. Однако в современных условиях кризисных явлений в национальной экономике (падение производства, высокого уровня инфляции, отсутствия инвестиций и инноваций) предприятия не всегда используют систему бизнес-планирования, которая может быть достаточно эффективной и успешной для дальнейших стратегических решений на предприятии.
Прогноз представляет совокупность аргументированных с определённой степенью вероятности (т.е. на основании системы фактов и доказательств) суждений о состоянии объектов (процессов) в перспективе или альтернативных путей и сроков достижения определенных результатов.
Прогнозирование (греч. – знание наперед) представляет процесс формирования прогнозов на основе анализа тенденции и закономерностей развития объекта (процесса).
Предметом экономического прогнозирования является закономерности и тенденции развития экономических объектов (процессов, явлений) в прошлом и состояние их в будущем, которые необходимо исследовать и знать.
Предметом экономического планирования является исследование механизма действия объективных природных и экономических законов и использования в процессе регулирования экономики.
Классификация прогнозирования
Исходя из масштабов прогнозирования различают макроэкономические прогнозы (народнохозяйственные) и микроэкономические прогнозы (на уровне предприятий, объединений).
Между указанными уровнями можно выделять определённые промежуточные уровни, которые являются объектами прогнозирования (межотраслевые и отраслевые прогнозы, региональные прогнозы и прогнозы отдельных народнохозяйственных комплексов).
Исходя из периода (горизонта) прогнозирования – промежуток времени, на который разрабатывается прогноз:
- оперативные (текущие) – сроком до 1-го квартала;
- краткосрочные – сроком до 1 года;
- среднесрочные – сроком до 3-х лет;
- долгосрочные – сроком до 5-ти лет;
- дальнесрочные – сроком более 5 лет.
Исходя из объекта исследования различают:
- научно-технические прогнозы;
- экономические прогнозы;
- социальные прогнозы.
По функционально-методическому признаку различают:
- исследовательские прогнозы;
- нормативные прогнозы.
Исходя из частоты составления различают:
- непрерывные прогнозы;
- дискретные прогнозы.
Исходя из прогнозов локализации на временной оси различают:
- точечный прогноз – однозначный результат (единственное значение)
- интервальный (результатом представляет интервал значения).
Классификация планирования
Исходя из степени необходимости (обязательности) выполнения планов различают:
- директивное планирование;
- индикативное планирование.
В зависимости от продолжительности планового периода различают:
- перспективное планирование;
- текущее планирование;
- оперативное планирование.
В зависимости от масштаба различают:
- народнохозяйственные планы;
- отраслевые планы;
- региональные планы;
- планы предприятий (объединений).