Сущность образования и его роль в экономике
Образование – это общественный институт, направленный на воспитание и обучение личности с целью формирования определенных знаний, умений и навыков.
Оно направлено на развитие мышления, физических способностей и формирование характера. Кроме того, через систему образования происходит передача опыта от одного поколения к другому, что позволяет развивать науку и жизнь человека в целом. Еще одной составляющей образования является культура. В самом общем виде она представляет собой опыт поколений. Образование осуществляется с помощью специализированных заведений, таких как:
- Детские сады.
- Ясли.
- Школы.
- Университеты.
- Организации дополнительного образования.
В ходе обучения человек может получить общие представления об определенных предметах и событиях, а далее углубиться в них через получение специализированных знаний. Сегодня право на образование закреплено международными организациями и документами. Они поддерживают право каждого человека планеты на получение базового школьного образования.
Современный мир делает ставку на человеческий капитал. Образование, уровень квалификации и опыта населения сказываются на экономическом потенциале страны. Большая часть импорта представлена наукоемким производством, а трудоемкое постепенно отходит на второй план. Кроме того, научно-технический прогресс развивается все быстрее, что так же требует высокой квалификации и наличия кадров, способных быстро обучаться и подстраиваться под изменения требований.
Таким образом, образование является одним из факторов экономического роста и развития страны. Это общественная услуга, качество которой является определяющей для общества и макроэкономических показателей в целом.
Экономическое обоснование отдачи от образования
Проблема возрастающего значения знания как экономического ресурса и системы образования как сферы его производства отражается через экономические категории. Она формируется на стыке нескольких областей знаний экономики:
- Теория факторов производства.
- Концепция человеческого капитала.
- Экономика образования.
- Менеджмент знаний.
- Интеллектуальный бизнес.
Многие экономисты рассматривали значимость образования в экономике. Со второй половины 20го века влияние на накопление интеллектуального потенциала стали оказывать видные деятели экономической науки. По их мнению, образование влияние на производство, поэтому это важно для экономики в целом. Структура качества рабочей силы состоит из совокупности духовных способностей работников. Если ранее более значимыми были физические способности, то сегодня на первый план выходит интеллект.
Исследование качества образования и перспектив его развития является одним из направлений обеспечения экономического роста. В рамках таких исследований осуществляют изучение непосредственной связи между качеством образования и расходами на него, обучения, как источника «динамических возможностей». Так же исследуются зависимости между ростом ассигнований на образование и валовым продуктом. Так было выявлено, что от образования выигрывает индивид, поэтому он должен быть заинтересован в инвестициях в собственное развитие, так как это сказывается на его доходах.
Усиление образовательной базы оказывает влияние на инновации и экономический рост через изменения в технологиях, создание улучшенных продуктов, расходы на научно-исследовательскую деятельность. Чем крепче и устойчивее связь между величиной человеческого капитала и количеством инноваций, тем выше расходы государства на высшее образование.
Отдача от образования
Одним из значимых экономических исследований в области влияния образования на экономику считается изучение корреляции между повышением расходов на НИОКР и темпами экономического роста. Было подтверждено, что увеличение государственных расходов на образование на 1% ведет к росту ВВП на 2,8%. Рост инвестиций в человеческий капитал вызывает рост основных макроэкономических показателей. Это происходит за счет следующих параметров:
- Расширение каналов передачи информации.
- Интенсификация научного обмена и коммуникации.
- Подготовка нового поколения лидеров, управленческих кадров и технического персонала.
Одним из возможных направлений повышения качества образования считается создание конкуренции между высшими учебными заведениями. В западных странах они оцениваются по академическому предложению, уровню подготовки, стоимости обучения, массификации, исследовательским ресурсам.
Главными источниками финансирования в системе образования являются бюджетная система страны, а также средства населения. При этом структура финансирования может различаться для разных типов образовательных структур. Например, в России общее образование финансируется за счет местных бюджетов. Негосударственные школы имеют право привлекать частные инвестиции.
Среднее и начальное профессиональное образование уже финансируется за счет федерального бюджета. Так же и высшее образование. Переход к рыночной экономике стал отправной точкой для появления платного образования в России. Сегодня около 40% финансирования высшего образования осуществляется за счет собственных средств населения.
Однако, помимо финансирования необходимо развивать научную базу, что сталкивается со множеством бюрократических проблем. К сожалению, из России до сих пор происходит «утечка мозгов». Молодые ученые активно уезжают заграницу не только по причине более высокой оплаты труда, но и из-за обеспечения их там лабораториями и всем необходимым для исследовательской деятельности. В России управление научной деятельностью оставляет желать лучшего. Поэтому улучшение образования должно начинаться с макроэкономической стабилизации национального хозяйства в целом.