Спортивная индустрия – это часть экономики страны, которая связана с производством, продвижением и реализацией спортивных товаров и услуг, а также с организацией и проведением спортивных мероприятий.
Место спортивной индустрии в экономике
Существенное воздействие спортивной индустрии на экономику связано с инновационными спортивными продуктами, соревнованиями и объектами. Поощрение правительством инноваций и спортивных исследований позволяет спортсменам добиваться лучшего результата и стимулирует их занятия спортом. Поддержание спортивной индустрии общественно полезно с позиции укрепления здоровья общества, совершенствования культуры активного досуга. Физкультура и спорт влияют на экономику государства через внешнеэкономические связи, повышая качество трудовых ресурсов и развивая туризм.
В современном сообществе индустрия спорта проявляется в разных сферах жизнедеятельности людей. Спортивная индустрия является не только сферой основной профессиональной деятельности тренеров и спортсменов, но и целой ветвью предпринимательства, значимым экономическим ресурсом, который влияет на динамику экономического развития страны. Спортивная индустрия также характеризуется как бизнес, связанный с работой профессиональных клубов, спортивных агентств, средств массовой информации и т.д. С другой стороны, спорт является каналом продвижения собственных товаров спонсоров или рекламодателей.
Успешность развития спортивной индустрии предполагает согласованность интересов государства, бизнеса и спорта.
Экономический рост мировой спортивной индустрии
Спорт - это значимая отрасль мировой экономики, занимающая весомую позицию в экономически развитых регионах. В странах Европы размеры и суммарный вклад спортивной индустрии сопоставимы с сельским хозяйством, лесоводством и рыболовством.
Спортивная индустрия представлена двумя подотраслями, имеющими принципиальные различия: профессиональным спортом и массовым спортом. Для профессионального спорта характерно ограниченное число участников и особая конкурентная среда. В силу огромного общественного интереса спрос на профессиональный спорт является массовым, однако по очевидным причинам предложение ограничено. Издержки спорта высших достижений связаны с затратами на атлетов, оборудование и инфраструктуру. Основная доля издержек приходится именно на содержание спортсменов, так как уникальные спортивные таланты довольно малочисленны.
Формирование доходов спортивной индустрии связано со спонсорством, продажей билетов, прав на радио- и телетрансляции и спортивных товаров.
Кроме значительного дохода, спорт высших достижений связан с созданием весомых политических и социальных эффектов. Спортивный успех на уровне страны вызывает чувство гордости и единство нации, поднимает национальный престиж на мировой арене.
Вклад массового спорта в макроэкономику, в первую очередь, связан с инвестициями в человеческий капитал через опосредованное влияние на здоровье и уровень производительность труда. Спорт становится элементом социального капитала страны, тем самым способствуя росту востребованности спортивных клубов. С помощью массового спорта сокращается бедность, преступность, алкоголизм и наркомания. Так массовый спорт способствует созданию нерыночных благ, способствующих экономическому росту.
Массовый и профессиональный спорт связаны между собой:
- в значительной степени профессиональный спорт определяет степень популярности массового спорта;
- развитие спортивных навыков в юном возрасте в школе или специальных спортивных учреждениях, уровень развития массового детского спорта впоследствии определяют уровень профессионального спорта.
Экономика спортивной индустрии России
Активное развитие массового спорта и спорта высших достижений в России сопровождается повышением экономической значимости каждой подотрасли. Кроме того, профессиональный спорт во втором десятилетии 21 века приобретает все большее политическое значение.
В период СССР базой спорта были государственные организации – школы, предприятия, армия. Государственный органы полностью контролировали профессиональный спорт, а национальные спортивные результаты воспринимались как важный идеологический и политический фактор. Распад СССР привел спорт к рыночной основе функционирования. Рост спортивной индустрии начался вместе с ростом остальной экономики страны, но относительно массового спорта такого роста было недостаточно. Так, спортом в России занимаются порядка 10% населения, а странах Европы и США массовый спорт охватывает половину населения.
Основной источник финансирования развития профессионального спорта в России – это государство или компании, имеющие государственное участие. Финансирование спорта в нашей стране отличается недостаточной прозрачностью. Зачастую финансирование осуществляется через систему госзакупок с завышением стоимости предоставляемых товаров или услуг.
Для профессионального спорта сегодня характерна значительная убыточность, что определяет неэффективность отрасли в целом и может препятствовать участию отечественных клубов в ряде международных чемпионатов из-за требования к безубыточности деятельности клубов.
Перечисленные выше факторы определяют инвестиционную привлекательность спортивной индустрии и способствуют тем самым ее дальнейшему развитию. Но для современного этапа развития спортивной индустрии характерны с ограничения:
- Низкое качество подготовки и нехватка профессиональных управленцев в сфере спорта, которые смогли бы строить эффективный менеджмент компаний индустрии спорта.
- Развитие спортивной индустрии требует серьезного объема финансирования.
- Будучи отдельной отраслью экономики, спортивная индустрия также подвержена негативному воздействию финансовых кризисов. Любое колебание экономики будет отражаться на снижении доходов и объема инвестиций.