Сущность экономического эффекта Оливера-Танзи
Инфляционные процессы нарушают пропорции в распределении национального дохода между частными лицами и государством в пользу второго. Например, при реализации монопольного права на эмиссию с целью покрытия дефицита бюджета, государство увеличивается предложение денег, тем самым повышая темпы инфляции. У населения снижается покупательная способность, оно потребляет некоторую часть общего национального продукта, а у государства покупательная способность наоборот увеличивается.
Под экономическим эффектом Оливера-Танзи понимается сознательное затягивание населением сроков уплаты налоговых платежей в государственный бюджет в условиях повышающегося уровня инфляции. Данное явление названо в честь экономистов, которые обратили на него внимание в 1970-х годах при инфляции, протекающей в Латинской Америке.
При высокой инфляции создаются экономические стимулы к откладыванию уплаты налогов, поскольку за время отсрочки деньги обесцениваются, а налогоплательщики выигрываются на этом. В результате наблюдается дефицит государственного бюджета.
Наибольшее влияние рассматриваемого эффекта происходит при высоких темпах роста инфляции и отсутствии индексации налогов.
Под инфляционным налогом понимается экономический ущерб, которому подвержены все держатели валюты, другими словами, это эффект инфляции, действующей в качестве скрытого налога, который вычитается из ценности данных активов.
По мнению приверженцев австрийской школы, больше всего инфляционный налог касается среднего и бедного класса. Некоторые считают, что инфляция является регрессивным налогом на потребление.
Если центральные банки выпускают банкноты и проводят эмиссию государственного кредита, то они увеличивают объемы денег, циркулирующих в экономической среде, это как правило направлено на улучшение экономических условий. Такое изменение в реальном денежном балансе вызывает инфляцию. А получаемое таким способом финансирование расходов носит название сеньораж.
Фискальная теория инфляции и ее проявление в российской экономике
Зарождение фискальной теории инфляции произошло относительно недавно. Современная фискальная теория инфляции включает следующие направления:
- Концепция «инфляционного налога» (сеньоража), которая разрабатывается в рамках теории «экономики предложения»;
- Исследование влияния дефицита бюджета и методов его покрытия на данный уровень инфляции;
- Анализ воздействия инфляции на равновесие фискального баланса.
В современной экономической литературе наиболее часто рассматриваются два противоположных эффекта, которые описывают воздействие инфляции на фискальный баланс государства: экономический эффект Оливера-Танзи и эффект Д. Патинкина.
Эффект Оливера-Танзи можно описать следующим образом: наличие лага времени в начислении налогов, поступлением их в бюджет и проведением государственных расходов при высокой инфляции ведет к понижению реальной стоимости государственных доходов от налогообложения, а это ухудшает фискальный государственный баланс. Отрицательно на такую ситуацию влияет и то, что налогоплательщики при высокой инфляции стараются уплачивать налоги с как можно большим запаздыванием. Экономический эффект Оливера-Танзи значителен тогда, когда государственные расходы по большей части состоят из реальных закупок товаров и услуг по рыночной цене.
Сущность эффекта Патинкина состоит в том, что инфляция обуславливает увеличение номинальных доходов и номинальных поступлений налогов. Если номинальные выплаты из бюджета фиксированы, то состояние фискального государственного баланса улучшается. Значителен эффект Патинкина, если расходы государства состоят с основном из заработной платы бюджетным работникам, а их индексация неполная или отстает во времени.
Помимо рассмотренных двух эффектов, существуют и другие, раскрывающие влияние инфляции на фискальный баланс:
- Эффект подавления роста экономики – при высокой инфляции наблюдаются значительные и слабо прогнозируемые сдвиги в структуре цен, из-за чего создается высокая неопределенность, ухудшается балансирование, уменьшаются горизонты планирования и снижается уровень инвестиционной активности.
- Эффект непропорционального налогообложения – наблюдается при применении прогрессивной системы налогообложения. При высокой инфляции налогоплательщики автоматически перемещаются в группы с более высокой ставкой налогообложения. В результате растут доходы бюджета и снижается фискальный дисбаланс.
- Эффект влияния инфляции на реальную процентную ставку и стоимость обслуживания долга государства. Некоторые экономисты полагают, что при высоком уровне инфляции снижаются реальные процентные ставки и нередко уходят в минус. Это положительно влияет на состояние должника, т.е. государство.
Анализ фискальной системы отечественной экономики в годы рыночных преобразований показывает, что доля доходов, перераспределяемых через бюджет, увеличилась. Например, если в 1990 году процентное соотношение доходов консолидированного РФ к валовому внутреннему продукту равнялось 24,7%, а расходов составляло 23,4%, то в середине 90-х годов данные соотношения равнялись 28,4% и 31,6% соответственно.
На инфляцию в российской экономике оказывают воздействие различные параметры бюджетной системы:
- Размер дефицита бюджета;
- Способы финансирования бюджета;
- Динамика доли государственного сектора в национальной экономике;
- Структура доходов и расходов консолидированного бюджета;
- Наличие и действенность институтов стабилизирующего типа, которые позволяют осуществлять антициклическую бюджетную политику.
Не только теоретически, но практически подтверждено, что инфляционные процессы в российской экономике существенно зависят от особенностей фискальной политики государства и методов управления фискальными дисбалансами.