Сущность экономических санкций
Экономические санкции – это комплекс мер, носящих запретительный характер и осуществляемых с целью оказания давления на политическую деятельность субъекта международных отношений.
В чистом виде экономических санкций в мире не существует. Обычно они переплетены с другими мерами политического, социального и торгового характера. Они считаются преднамеренными действиями, которые прекращают любые отношения со страной, нарушившей определенные положения мировых договоренностей.
Структура санкций предусматривает:
- Исключение случаев позитивного влияния.
- Скрытие истинных политических целей.
- Невозможность применить нормальные экономические меры.
- Исключение ограничений на экспорт вооружений.
Причиной санкций считается тот случай, когда полномасштабная война обойдется дороже, чем разрыв отношений. При этом действия дипломатов оказываются безрезультатными. Санкции активно применяются в международной политике для решения важных геополитических вопросов. Эксперты выделяют ряд мотивов введения санкций. Прежде всего, это демонстрация решимости лиц, выдвигающих запреты. Так же санкции позволяют предотвратить проблемы в будущем, достичь определенных внутриполитических целей.
Цели санкций могут быть различными, но, чаще всего, они направлены на стимулирование страны для внесения изменений в политический курс. Мировое сообщество может надеяться изменить правящий режим в стране, либо прекратить военные действия в регионе. Существуют корыстные цели, например, разрушение военного потенциала, изменение внутренней политики государств, против которых выдвигаются санкции.
Таким образом, санкции являются инструментом урегулирования международных конфликтов без открытого военного противостояния.
Экономические санкции против России
Экономические санкции могут иметь разную направленность. Обычно они затрагивают сферу торговых и финансовых отношений с другими странами. Убытки от торговых санкций распределяются налоговой нагрузкой на все население страны. Сама страна, налагающая санкции так же страдает от потери отношений. Убытки в этом случае ложатся на реальный сектор, который теряет в доходе. С экономической точки зрения санкции стимулируют внутреннее производство в санкционируемой стране, но финансовые запреты ведут к росту риска финансирования. Еще одним видом санкций является замораживание имущества крупных предпринимателей, принадлежащих санкционируемым странам.
Присоединение Крымского полуострова в 2014 году заставило мировое сообщество принять комплекс санкционных мер против Российской Федерации. Первой страной, начавшей вводить запреты, стали США. Были заблокированы активы пяти оборонных предприятий. Далее были введены санкции, запрещавшие экспорт любых благ, способствующих развитию и укреплению добывающего сектора России. Крупные российские добывающие компании столкнулись с запретом на доступ к зарубежному финансированию. Так же был запрещен экспорт американских товаров в Крым. США отказались инвестировать в проекты на данной территории. Сильнее всего повлияли финансовые санкции против отдельных крупных предпринимателей и политиков.
Параллельно США санкции стал вводить Европейский Союз. Они реализовывались поэтапно. Сначала был отменен июньский саммит, были приостановлены переговоры о безвизовом режиме, отмены переговоры по новым соглашениям о сотрудничестве. Далее ЕС заморозил активы российских предпринимателей и политиков, ввел запрет на въезд. Так же было введено эмбарго на поставки вооружения в Россию, запрещено долговое финансирование добывающих компаний.
Последствия экономических санкций против России
Последствия санкций оказались негативными не только для России, но и для стран, наложивших запреты. Введение санкций проводилось очень быстро, без серьезной оценки последствий для всех сторон. Например, высокотехнологичных производств они не коснулись, и поставки материалов осуществлялись в том же объеме. Экспортные потери стран, выдвинувших санкции против России, оказались существенными. Больше всего проблем возникло у стран Европейского Союза. На их долю пришлось 2/3 потерь от всего объема. При этом США, подтолкнувшие ЕС к введению запретов, в обход стран Европы заключили выгодные торговые сделки с Россией.
В Австрии политические деятели изначально высказывались резко против антироссийских санкций. Сама страна сильно пострадала от ограничений, особенно в сфере банковского дела и реализации продукции машиностроительных отраслей. Стабильная Германия сократила поставки в Россию, что тоже отразилось на эффективности связей и объемах доходов.
Российскому правительству пришлось пересмотреть направления внешнеторговых отношений. Они сместились в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Так же страна столкнулась с девальвацией рубля, осложнением отношений, изменением объемов сырьевого экспорта. Внешнеторговый оборот существенно снизился. Некоторые эксперты отмечают потери до 40% от досанкционных показателей.
Страны ЕС существенно потеряли в сельскохозяйственном секторе. Поставки продовольствия из стран Европы сократились на треть, что вызвало волну недовольства фермеров. В России возникла потребность в развитии легкой промышленности и производства продуктов питания. Часть внутреннего молочного рынка была освобождена от конкуренции с импортными товарами, что способствовало его развитию, появлению новых производителей. Некоторые промышленные предприятия смогли расширить производство, несмотря на девальвацию рубля.
Введение санкций снова показало необходимость развития других отраслей экономики, а не только добывающих. Потребность в высокотехнологичной продукции частично смог закрыть Китай. Внутреннее производство не справилось с объемом заказов. Так же стало понятно, что во многих отраслях нет специально подготовленных кадров, способных решать новые задачи. Таким образом, санкции обнажили экономические и социальные проблемы России.