Понятие и задачи мониторинга
Мониторинг экономических проблем включает в себя систему наблюдения, прогноза и оценки социально-экономической обстановки, которая складывается на определенной территории.
Основной целью системы мониторинга является обеспечение органов управления своевременной, полной, а также достоверной информацией о процессах, которые протекают в определенных сферах экономики, а также о складывающейся социальной ситуации.
Среди основных задач мониторинга можно выделить:
- Организацию наблюдения, посредством которой происходит получение объективных и достоверных сведений о протекании социально-экономических процессов,
- Оценку и системный анализ получаемых сведений, выявление причин, которые способны вызвать определенный характер протекания экономических процессов,
- Обеспечение предприятий, органов управления, организаций и учреждений в установленном порядке определёнными сведениями, которые получены при осуществлении социального или экономического мониторинга,
- Разработку прогноза развития социально-экономической ситуации,
- Подготовку рекомендаций, которые направлены на преодоление отрицательных и поддержку положительных тенденций, доведение этих сведений до соответствующих органов власти и управления.
Принципы мониторинга
Среди принципов мониторинга можно выделить целенаправленность, при которой вся система рационального мониторинга должна ориентироваться на решение определенных задач управления.
В соответствии с системным подходом регион необходимо рассматривать как систему более крупной общественной системы, исследовать его связь с другими территориальными элементами.
Еще одним принципом является комплексность, в соответствии с которым мониторинг должен быть направлен на развитие региона и осуществляться во взаимосвязи с другими наблюдениями. По каждому из направлений мониторинга необходимо осуществлять последовательное решение все системы задач.
Также принципами мониторинга являются непрерывность наблюдения за объектами, временная сопоставимость применяемых показателей, периодичность получения информации о происходящих изменениях.
Структура мониторинга
В качестве наиболее важных направлений, которые включены в структуру мониторинга, можно отметить мониторинг качества жизни общества, вклада регионов в решение межтерриториальных вопросов и федеральных проблем, хода реформ в организациях и компаниях, социально-экономического потенциала, включая эффективность его использования.
Социально-экономический мониторинг содержит информационный фонд, который представляет собой систематизированные данные об экономической и социальной обстановке, собранные за много лет. Эти данные складываются в районе в разрезе базовых направлений мониторинга, включены в нормативно-справочные материалы или сведены в статистические регистры и базы данных.
Среди мониторинга качества жизни населения можно выделить следующие элементы:
- Мониторинг здоровья, индикаторами которого являются смертность и средняя продолжительность жизни, количество новорожденных, которые нуждаются в реабилитации.
- Мониторинг уровня жизни, который включает показатели индекс жизни, оценку доходов населения, состояние и изношенность объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспеченность людей услугами бытового характера.
- Образ жизни горожан и его мониторинг включает оценку уровня занятости населения, поддержание благоприятного социального и психологического климата в обществе, обеспечение общественного порядка, включая безопасность личности.
С помощью мониторинга социально-экономического потенциала оцениваются возможности, резервы территории при наличии всей системы ресурсов, которыми обладает регион. Специалисты определяют базовый ресурсный потенциал региона, в том числе блок обеспечивающих потенциалов по социально-экономическому развитию региона.
Система ресурсных потенциалов состоит из природно-ресурсного потенциала, который определяется числом и количеством запасов ресурсов, условиями их добычи и транспортировки.
Экономико-географический потенциал включает в себя протяженность путей сообщения, их пропускную способность, приближенность территории к сырьевым, ресурсным и продовольственным базам, возможность отдыха и организации различного вида туризма, свободные площади и др.
Через демографический потенциал можно определить общую численность населения, его половозрастной состав, динамику роста или убыли населения, а также определенные миграционные процессы.
С помощью блока обеспечивающего потенциала объединяются локальные потенциалы, призванные способствовать реализации основных ресурсных потенциалов. Он включает в себя:
- Трудовой потенциал, который определяется квалификационным, образовательным и профессиональным составом работников, занятостью по отраслям и сферам хозяйства.
- Производственный потенциал определяется структурой и производственным объемом, а также величиной использования фондов.
- Научно-инновационный потенциал определяется через величину и качество прикладного и фундаментального научного анализа.
- Социально-инфраструктурный потенциал характеризует место номенклатуры и качество выполняемых услуг, а также рост их доступности.
- Бюджетный потенциал определяется через величину местных налогов и сборов, отчислений, федеральных налогов, вносимых в бюджеты Российской Федерации. Инвестиционный потенциал можно определить количеством привлекаемых средств зарубежных и отечественных инвесторов.
Также отдельным образом выделяют потенциал преобразования, характеристиками которого является полнота и глубина разработки проекта определенных изменений, социально-психологическая, организационная, правовая, техническая, информационная, научная готовность региона к практическому внедрению намечаемых изменений.