Понятие «малый бизнес»
С момента перехода экономики России к рыночным отношениям, мы все чаще встречаем в прессе упоминание о малом бизнесе. Еще в средине 80-х годов ХХ века в Советском Союзе была предпринята попытка возродить частное предпринимательство. Но реформы носили половинчатый характер и не были подкреплены ни правовой базой, ни состоянием экономики.
Но во многих развитых странах мира малый бизнес успешно развивается. В современной литературе существует несколько близких по смыслу определений этого термина.
Малым бизнесом называют бизнес, основанный на предпринимательской деятельности небольших независимых предприятий и фирм.
Малым бизнесом называется сектор экономики, который включает в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия и фирмы.
Предпринимательством называют деятельность человека по производству товаров и услуг для потребителей с целью получения прибыли.
Субъектами малого бизнеса могут быть:
- физические лица;
- потребительские кооперативы;
- коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных);
- крестьянские хозяйства и кооперативы.
При умелой экономической государственной политике малый бизнес может стать одним из ведущих секторов национального хозяйства. Он влияет на темпы экономического роста в стране, обеспечивает занятость населения и способствует повышению качества продукции. Благодаря внедрению и расширению малого бизнеса формируется гибкая смешанная экономика.
Изначально именно малый бизнес составил основы рыночной экономики. В настоящее время он позволяет создать модель хозяйства с сочетанием различных форм собственности и с сочетанием конкурентного рыночного механизма с государственным сектором экономики и государственными рычагами регулирования национальным хозяйством.
Крупное производство – это система, обладающая значительной инерционностью. Малый бизнес – это более мобильная и гибкая структура. Он быстрее реагирует на изменения рыночных условий. Поэтому он играет важную роль в обеспечении потребностей населения в каких-либо мелких предметах или небольших услугах, локального спроса. А на долю крупного производства приходится обеспечение основных потребностей хозяйственного комплекса.
В структуре малого бизнеса выделяются следующие виды деятельности:
- производственная (производство продукции или оказание услуг с использованием предметов и орудий труда);
- коммерческая или коммерческо-торговая (реализация изготовленной продукции);
- финансово-кредитная (разновидность коммерческой деятельности, где предметом купли-продажи являются деньги и ценные бумаги);
- посредническая (посредник в операциях по товарно-денежному обмену);
- страховая (страхование имущества физических и юридических лиц от возможных потерь).
Особенности развития малого бизнеса в России
Как и в любом государстве, в Российской Федерации деятельность всех субъектов бизнеса регламентируется федеральным законодательством. Для малого бизнеса основным нормативно-правовым актом является принятый в 2007 году Федеральный закон 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем содержатся основные критерии, согласно которым предприятия можно отнести к категории малого бизнеса.
Одним из таковых критериев на территории Российской Федерации является ограничение предприятия по выручке суммой 400 миллионов рублей. Следующим ограничением является ограничение по количеству работников. Их число не должно превышать 100 человек (а в сельском хозяйстве – 60 человек). Еще одним важным ограничением является, так называемое, ограничение по статусу. Согласно данному критерию, в активах малого предприятия доля внешнего капитала не должна составлять более 25%.
Проблемы российского малого бизнеса
Согласно экспертным оценкам, в современной структуре экономики Российской Федерации доля малого бизнеса очень незначительна. При экспертных прогнозах численности предпринимателей данной категории может составлять от 10 до 12 миллионов человек. Но по данным статистики их количество колеблется в пределах 400 тысяч человек. Вывод очень прост – потенциал мелкого предпринимательства в России полностью не используется.
Для сферы малого предпринимательства характерен целый ряд проблем. Нестабильная экономическая ситуация и рост инфляции в стране существенно тормозят развитие малого бизнеса. Такое же воздействие имеет недостаточная правовая защищенность и правовая грамотность мелких предпринимателей.
Из-за недостаточного уровня просветительской работы среди населения у большинства жителей сформировалось отрицательное отношение к малому бизнесу. Люди считают, что малое предпринимательство связано только с посредничеством и куплей-продажей (во времена социализма это называли спекуляцией).
Недостаточно разработана государственная нормативно-правовая база в сфере малого предпринимательства. Государство уделяет недостаточно внимания поддержке малого бизнеса. Особенно это проявляется в вопросах налогообложения. Немаловажную роль играет и уровень коррупции в органах власти. Крупным предприятиям невыгодно иметь конкурентов. Поэтому они стараются вытеснить мелких предпринимателей из всех сфер деятельности.
Современные отечественные и зарубежные аналитики выделяют следующие виды наиболее существенных экономических проблем, касающихся развития малого бизнеса:
- несовершенство законодательной базы и налоговой системы (особенно – налогового законодательства);
- нестабильность экономической ситуации в стране и инфляционные процессы;
- сложности в получении кредитов;
- низкая платежеспособность партнеров;
- несовершенство существующей банковской системы;
- недостаточное развитие в стране инфраструктуры;
- недостатки в деятельности чиновничьего аппарата (взяточничество, коррупция, злоупотребления);
- слабое развитие материальной базы вообще из-за низкого уровня развития национальной экономики;
- несовершенная финансовая политика государства и Центрального банка России;
- сохранение государственной монополии во многих сферах производства и коммерческой деятельности;
- неоправданная сложность и громоздкость системы отчетности предприятий;
- сложная криминогенная обстановка (рэкет и т.п.);
- настороженность и недоверие со стороны зарубежных инвесторов.