Сущность и структура рынка образовательных услуг
Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания (развития, самоопределения и социализации личности) и обучения (овладения знаниями, умениями, навыками, приобретения опыта деятельности).
Образование традиционно считается одной из наиболее значимых социальных сфер общественной жизни. В то же время услуги в сфере образования также могут рассматривать как продукция, на которую существует спрос, имеется предложение, устанавливается цена. То есть происходит процесс формирования рынка образовательных услуг.
Рынок образовательных услуг относится к непроизводственному сектору экономики. Этот рынок отличается большим числом вовлечённых в его функционирование людей. Прежде всего, речь идёт об обучающихся, которые охватывают целые поколения людей (в рамках 15 лет), а также о преподавателях и учителях, которые представляют собой широкий слой рабочей силы в стране.
Рынок образовательных услуг можно представить в виде системы, элементы которой структурно определены, взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Его составными частями являются:
- производители образовательных услуг – научные и образовательные учреждения, информационно-образовательные ресурсы, частные репетиторы и т.д.;
- потребители образовательных услуг – отдельные лица (преимущественно несовершеннолетние и молодёжь), а также в некоторых случаях возможны и организации;
- поставщики – обеспечивают производителей образовательных услуг необходимыми для производства ресурсами;
- инфраструктура – институты и имущество, которые обеспечивают организацию процесса оказания образовательных услуг;
- контрольно-надзорные органы – органы государственной власти, которые уполномочены на лицензирование и аккредитацию образовательных учреждений;
- общественные организации – институты, которые способствуют совершенствованию рынка образовательных услуг (в части популяризации образования, оказания различных видов поддержки, проведение общественного контроля и т.д.).
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Это предопределяет то, что потенциально участниками рынка образовательных услуг в тот или иной момент жизни должны оказаться все граждане страны.
Экономическая точка зрения на сущность образования
В экономической науке образование зачастую относится к категории общественных благ. Отличительными особенностями этого блага называют признаки неисключения, неконкурентности в потреблении, неделимости. Их суть сводится к тому, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает возможностей его потребления другим.
Такая природа образования обусловлена тем, что его получение всеми членами общества выступает одним из обязательных эффективной совместной жизнедеятельности людей в одном государстве. Поэтому государство вынуждено организовывать бесплатное (зачастую – обязательное) общее образование для всех категорий граждан вне зависимости от их желания или возможности оплачивать этот процесс.
Однако образовательные услуги могут быть оказаны гражданам и как частное благо. Причинами этого является то, что государство обеспечивает людей бесплатным образованием только до определённого уровня. Чтобы приобрести дополнительные компетенции, необходимые для участия в трудовой деятельности, люди вынуждены прибегать к приобретению дополнительных образовательных услуг. А они часто оказываются на коммерческой основе, поскольку требуется оплатить работу преподавателей, приобретение и обслуживание подручного оборудования (технических средств, программного обеспечения, учебных пособий и т.п.), аренду помещения, использованные коммунальные ресурсы и т.д. Поэтому образовательные услуги предоставляются на платной основе, причём не заплативших за них можно исключить из потребления этого блага в результате недопуска людей в учебную аудиторию.
Таким образом, современные экономисты предлагают рассматривать образовательные услуги как смешанное благо, то есть благо, у которого есть признаки как общественного, так и частного блага.
В то же время в виду огромной социальной значимости образования и экономии на масштабе оказания образовательных услуг значительная часть этого рынка представлена государственным сектором экономики. Именно государству принадлежит подавляющее большинство организаций, которые оказывают образовательные услуги. При этом их оказание может производиться и на платной основе, что нашло наибольшее распространение в учреждениях высшего и дополнительного образования.
Это во многом обусловлено тем, что получение образования зачастую рассматривается как инвестиции в человеческий капитал. То есть многолетнее получение профессионального образования на платной основе окупиться в результате многолетней трудовой деятельности, и человек в итоге даже получит большую прибыль (то есть будет высокая доходность вложенных в образование средств).
Образовательные услуги отличаются от традиционных товаров наличием ряда особенностей. В частности, продажа образовательных услуг не связана с их отчуждением (может продаваться многократно), они оказываются адресно, возможно разными исполнителями и при территориальном разрыве, в течение 3-6 лет.