Понятие административной экономической системы
В соответствии с принятыми на сегодня взглядами выделяют несколько типов экономических систем. Критериями их выделения являются формы собственности на средства производства, формы хозяйствования, производства и распределения экономических благ, методы регулирования хозяйства. В соответствии с указанными выше критериями выделяют следующие типы экономических систем:
- традиционная экономическая система;
- рыночная экономическая система;
- административная (административно-командная) экономическая система;
- смешанная экономическая система.
Административная экономическая система (административно-плановая, командно-административная) представляет собой систему общественных взаимоотношений, которые характеризуются высоким уровнем централизации всех форм хозяйственной деятельности на основе государственной собственности на средства производства.
Эту систему еще сокращенно называют административной экономикой. Так как государство является собственником средств производства, то оно концентрирует в своих руках все управление хозяйственными процессами. Данное управление часто осуществляется не согласно экономическим законам, а в соответствии с государственной политикой.
Традиционным и ярким примером административной экономики является экономика Советского Союза. Именно СССР был первой страной, строившей свое хозяйство на новых принципах собственности. Руководство хозяйством осуществлялось специальными органами. Экономика развивается на основании принятых государственных планов.
Но являясь почти прямой противоположностью системы рыночных отношений, административная экономика не учитывала особенности взаимодействия спроса и предложения. Была уничтожена конкуренция. Следствием этого явилось отсутствие стимулирования совершенствования хозяйственного механизма и технологий, повышения производительности труда. Идеологические установки ставились выше экономических стимулов.
Просчеты в планировании, отсутствие объективного учета экономических факторов ценообразования привели к появлению дефицита. В конечном итоге все это привело к краху административной экономической системы.
Принципы функционирования и управления административной системы
Возникновение административной системы было обусловлено целым рядом обстоятельств или условий. Главным условием является общественная собственность на средства производства. Это делает невозможным конкуренцию.
Следующим условием является централизованное планирование. Зачастую подобные планы принимались без должного анализа экономической ситуации и оценки возможностей предприятий. Плановые показатели будущего продукта были завышены. Положительной стороной планирования является согласованность деятельности субъектов хозяйствования.
Еще одним важным условием функционирования административной экономики является директивное управление хозяйственным комплексом. Для управления создаются специальные органы управления. Формируется неоправданно многочисленный аппарат чиновников. Это увеличивает затраты производства.
Планирование в условиях административной системы
Перед планированием стоят следующие задачи:
- собрать информацию по макроэкономическим показателям для перспективного анализа;
- разработать планы экономического развития на определенный срок (год, 3 года, 5 лет, 7 лет);
- собрать отчеты о выполнении предыдущих директивных планов.
В основе планирования лежит предложение товаров и услуг без учета реального спроса. Обратная связь в условиях административной экономики действует неэффективно и не успевает реагировать на изменения экономической ситуации. Координация экономической деятельности определяет количественные показатели выпускаемого продукта. В вопросах планирования прослеживаются два вида подходов:
- индикативный;
- директивный.
Индикативный подход заключается в формулировании рекомендаций и установка ориентиров. Он позволяет формировать экономическую и денежно-кредитную политику. Директивный подход заключается в функционировании специального органа управления экономикой. Его решения имею законодательную силу и обязательны для выполнения.