При определении оптимальной долгосрочной политики макроэкономического развития следует различать экономический рост и экономическое развитие. Если первое из этих понятий – это узкая концепция, характеризующая количественные изменения в экономике, то второе – более релевантное средство для измерения прогресса и качества жизни в развивающихся странах. В то же время экономическое развитие невозможно без экономического роста.
Элементы долгосрочной экономической политики
- Расширение экономических ресурсов, что способствует прогрессу общества через реализацию потенциала отдельных лиц, фирм и общин;
- Устойчивый рост экономического процветания и качества жизни, реализуется через инновации, уменьшение трансакционные издержки и эффективное использование возможностей для обеспечения ответственного производства и распределения товаров и услуг;
- Необходимость эффективных институтов, основанных на нормах открытости, толерантности к риску, уважении к многообразию и уверенности в реализации взаимной выгоды для государственного и частного секторов. В долгосрочной перспективе нивелируется социальное неравенство и сокращается доля теневой экономики.
К основным факторам экономического развития также относятся удачное стечение обстоятельств, географический и институциональный факторы, а также культура и социальный капитал. Отсюда, экономическая политика, которая обеспечивает устойчивое экономическое развитие в долгосрочном периоде – это целостная система действий субъекта, направленных на реализацию целей, задач и приоритетов его экономического воспроизводства с учетом комплекса воздействий эндогенных и экзогенных факторов, которая рассчитана на длительный период времени.
Функции долгосрочной экономической политики
- Структурные – призваны способствовать: выделению приоритетов в региональном развитии (при этом акцент должен делаться на отдельные составляющие экономического и социального развития); усилению организующих начинаний и соблюдению единоначалия (при этом акцент должен делаться на четкую иерархическую подчиненность участников отношений) усилению взаимодействия участников (при этом упор должен делаться на рационализацию структуры организации); обеспечению взаимопроникновение идей и замыслов относительно содержательной части долгосрочной концепции (при этом должны обеспечиваться моральная и, возможно, материальная поддержка отдельных субъектов);
- Организационные – обеспечение выбора, унификация предлагаемых мероприятий. Так, техническое регулирование призвано обеспечивать соблюдение требований государственных и местных стандартов и технических условий при использовании имеющихся основных факторов производства (материальных, природных и трудовых ресурсов). Стандартизация позволяет обеспечить достижение оптимальной степени упорядоченности в разработке и использовании технической и нормативной документации. Сертификация должна подтверждать соответствие производимой продукции требованиям, не отнесенным действующим законодательством к обязательным, но соблюдение которых по инициативе отдельных участников отношений позволяет усилить доверие между ними;
- Бюджетирование – позволяет выделять центры финансовой ответственности с помощью распределения отдельных функций между участниками отношений и обеспечивать тесную взаимосвязь между затратами и результатами;
- Информационные – обеспечение участников отношений оперативной и фундаментальной научно-технической информацией о новейших достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и практики. Диффузия нововведений призвана на основе различных контактов разработчиков и потребителей технических и организационных новостей обеспечивать повышение уровня соответствующей культуры, является, по сути, залогом успешного решения поставленных перед разработчиками задач.