Экономический институт – это исторически сложившаяся или специально созданная форма совместной деятельности людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг.
Понятие и сущность экономических институтов развития
Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от результативности и эффективности функционирования экономических институтов. Они бывают двух видов – исторически сложившиеся и специально созданные. Особый интерес представляют последние. В данном случае речь идет о, так называемых, институтах развития.
Институтом развития принято называть специализированную (как правило, государственную) организацию, которая создана в целях содействия экономическому развитию определенных (приоритетных) областей хозяйственной деятельности. Предназначение институтов развития заключается в ликвидации провалов рынка, когда рыночный механизм оказывается неспособным решить некоторые социально-экономические проблемы.
В настоящее время деятельность экономических институтов развития состоит из оказания частным экономическим агентам различного рода поддержки. Обычно она сводится к оказанию информационно-аналитической, консультационной, финансовой помощи. Так, формами последней являются предоставление грантов, субсидий, льгот, кредитов, гарантий, долевое участие в капитале и другие формы финансирования инвестиционных проектов.
Объектами деятельности экономических институтов развития являются стратегически значимые проекты, которые отличаются высокой общественной эффективностью, но в то же время не вызывают у частного сектора большого интереса в связи с низкой коммерческой эффективностью, а также длительными сроками окупаемости, высоким уровнем рисков и трансакционных издержек.
Экономические институты развития в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации экономические институты развития, прежде всего, воспринимаются как инструменты развития инвестиционной деятельности, которые стимулируют вложение частного капитала в развитии приоритетных отраслей национальной экономики и позволяют повысить эффективность использования бюджетных ресурсов.
Экономические институты развития принимают активное участие в реализации большого числа документов стратегического планирования. В данном случае мы говорим о стратегиях и концепциях социально-экономического развития, о государственных программах, о национальных проектах, о правительственных и министерских планах и т.д. В действующем законодательстве экономические институты развития преимущественно указаны как исполнители соответствующих мероприятий.
Обобщая функционирующие на данный момент в России экономические институты развития, их можно представить в виде совокупности следующих четырех групп:
- финансовые институты (Внешэкономбанк, Экспортное агентство страхования России, Российский фонд прямых инвестиций, Инвестиционный фонд РФ, Агентство по страхованию вкладов, Россельхозбанк, Росагролизинг, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, рынок Инноваций и Инвестиций Московской биржи);
- инновационные институты (Российская венчурная компания, РОСНАНО, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Фонд развития промышленности и Фонд «ВЭБ Инновации»);
- прочие институты (Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Фонд развития интернет-инициатив);
- научные фонды, которые ориентированы на формирование научно-исследовательских основ инновационного развития (Российский научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Фонд перспективных исследований).
Современное состояние эффективности российских экономических институтов
Анализируя российские экономические институты развития на предмет эффективности их функционирования стоит сразу отметить, что серьезной проблемой является отсутствие адекватной формализации в действующем федеральном законодательстве их юридического и бюджетного статуса. На данный момент экономические институты развития ведут свою деятельность в рамках большого числа организационно-правовых форм, отличаясь друг от друга правовым положением и режимом получения и использования бюджетных средств.
В связи с этим в настоящее время государству не представляется возможным установить и использовать единую и полноценную систему критериев и ключевых показателей оценки эффективности бюджетной поддержки экономических институтов развития и системы оценки эффективности их собственной деятельности.
При сравнении функций действующих на сегодня в России экономических институтов развития было установлено, что в ряде случаев существует дублирование функций. Прямыми следствиями этого являются снижение эффективности использования бюджетных средств, которые выделяются институтам развития, и оставление вопросов нерешенными из-за неразберихи, возникающей между организациями.
Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, эффективность российских экономических институтов развития ниже, чем эффективность аналогичных организаций за рубежом. Во многом это связано с тем, что отличительной характеристикой зарубежных экономических институтов развития является более выраженная их направленность на инвестиции в человеческий капитал (по сравнению с отечественными аналогами) и создание поддержки квалифицированного персонала, работающего в наукоемких отраслях.