Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффект Веблена

Принципы рыночных отношений

Современные национальные экономические системы строятся преимущественно на принципах рыночных отношений. Для них характерны следующие особенности:

  • Каждый экономический агент имеет свободу выбора, а также способен независимо осуществлять свою хозяйственную деятельность.
  • Множество форм собственности.
  • Гибкое и независимое ценообразование.
  • Ограниченное воздействие государства на экономические процессы в обществе.

Свобода действий субъектов, общее стремление к реализации собственных индивидуальных потребностей создает конкурентную среду, где каждый субъект изыскивает пути долгосрочного поддержания собственных преимуществ на рынке. Благодаря конкуренции рыночная модель экономических отношений считается наиболее адаптивной и гибкой, способной подстраиваться под постоянно изменяющиеся потребности общества. Кроме того, она стимулирует рост макроэкономических показателей, а также качественные преобразования в экономике страны.

Предложение и спрос являются главными категориями рыночных отношений. На изменение их показателей влияют цены. Однако, в современном мире на первый план все чаще выходят неценовые факторы, определяющие принципы конкурентной борьбы.

Весь объем продукции и услуг, которые готовы выкупить потребители в текущий момент времени по текущей рыночной цене называется спросом. Под предложением понимается весь тот объем продукции, который может быть реализован по рыночной цене. Ценообразование под воздействием рыночного механизма формируется относительно объемов предложения и спроса. Если предложение превышает спрос, то цены на блага падают. Если наблюдается противоположная ситуация, то цены, напротив, растут.

Замечание 1

Считается, что спрос является определяющим фактором развития рынка. Его зависимость от цен выглядит следующим образом: чем выше цены, тем ниже объем спроса, и н наоборот.

Эффект Веблена

«Эффект Веблена» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Согласно основному закону рынка спрос на товар с ростом цен на него падает. Эффект Веблена отражает обратную ситуацию, когда при увеличении цен интерес к продукту или услуге только растет. При этом снижение цены на благо может вызвать у покупателя психологический дискомфорт, подозрение, что товар некачественный или не настоящий. Рост спроса на предметы роскоши и есть основа парадокса Веблена.

Под эффектом понимается нерациональное поведение покупателя. Он приобретает благо, несмотря на уровень его полезности. Такая ситуация называется показательным спросом. Порой складывается ситуация, что продукт может попасть в группу редких или предметов роскоши лишь потому, что цена на него неоправданно завышена.

Лишь небольшая группа людей подвержена этому эффекту. Они обладают высокой покупательской способностью, а также руководствуются несколько другими принципами при совершении выбора. Продавцы часто пользуются данной ситуации при сегментации рынка сбыта. Примерами благ Веблена могут быть:

  1. Одежда и обувь дорогих брендов.
  2. Произведения искусства.
  3. Автомобили.
  4. Антиквариат.
  5. Драгоценные камни и изделия из них.

Примером может быть выбор человека при покупке лекарств в аптеке, когда индивид руководствуется правилом «на здоровье не экономят». К подобным эффектам так же относят парадокс Гиффена и эффект сноба. Первый отображает активный спрос на недорогие товары первой необходимости в случае их удорожания. Второй отличается от эффекта Веблена тем, что покупатель теряет интерес к благу только в случае потери им уникальности. То есть, цена для него не является основополагающим фактором.

Графически поведение покупателей, подверженных эффекту Веблена выглядит следующим образом:

Эффект Веблена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Эффект Веблена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На изображении видно, что при одном и том же объеме предложения $S$, происходит изменение цены с $P_1$ до $P_2$. То есть, цена на определенную группу товаров падает. Это вызывает смещение кривой спроса от положения $D_1$ к положению $D_2$. Если цена на товар вырастет, то будет наблюдаться обратная ситуация.

Особенности эффекта Веблена

Между эффектами Гиффена и Веблена есть схожие черты. При росте цен спрос на товары растет. Различается лишь группа благ. В первом случае речь идет о товарах, поддерживающих жизнедеятельность человека, во втором – о предметах роскоши и статусе. Причина такого спроса заключается в психологии человека.

Парадокс Веблена возникает в сегменте покупателей, чья психика настроена на приобретение статусных вещей. Они мотивированы престижем и роскошью определенной группы благ. На практике это выглядит, как приверженность какому-либо бренду. То есть, человек готов платить неоправданно высокую цену лишь за определенное имя или производителя.

Еще одна причина, побуждающая индивида к иррациональному поведению – это убеждение, что высокая цена говорит о повышении качества блага. Здесь может произойти ситуация, как с эффектом Гиффена. Даже те покупатели, чьи средства ограниченны, поддаются порыву приобретения блага, так как боятся дальнейшего роста цен.

Отмечено, что подобное нестандартное покупательское поведение характерно для индивидов, находящихся в стадии перехода от одного уровня доходов к более высокому. Так же поведение характерно для молодежи в силу становления личности, и для коллекционеров. Для последних ценность приобретаемого товара субъективна.

Этот эффект часто ассоциируют с эффектом присоединения к мнению большинства. Например, покупка дорого смартфона часто стимулируется тем, что большинство населения уже его приобрело, и человеку не хочется отставать от общей массы. Такому поведению подвержены внушаемые люди, для которых важно поведение представителей референтной (уважаемой ими) группы людей. При повышении реального качества товара так же может сработать данный эффект. То есть, он будет связан с изменением конъюнктуры рынка.

Замечание 2

Таким образом, эффект Веблена схож с парадоксом Гиффена, однако мотивы поведения покупателей несколько различаются. Здесь действует группа людей, заинтересованных в бренде или имени, к которому привязано благо. Они стремятся к обретению определенного статуса. Но подобному поведению подвержены практически все покупатели, если возникает ощущение, что наступит дефицит предлагаемого товара.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot