Доходы и расходы
Доходы – это денежные средства, поступающие в пользование субъекту хозяйствования, которые он может применять по собственному усмотрению.
Расходы – это траты, которые несет субъект хозяйствования в ходе осуществления экономической деятельности.
Различают доходы и расходы государства, предприятий и домашних хозяйств. Государство получает доходы в виде налогов, таможенных пошлин, выплат процентов по займам, кредитам выданным иностранным государствам. Предприятия формируют доходы за счет выручки и внереализационных поступлений. Домашние хозяйства получают ренту, арендные платежи, заработную плату, прибыль в качестве предпринимателей.
Расходы государства связаны с трансфертными платежами, государственными закупками, участием в международной торговле. Предприятие тратит средства на производство, оплату труда, выполнения обязательств перед кредиторами. Домашние хозяйства расходуют средства на закрытие потребностей и развитие. Часть средств экономических агентов идет на сбережения.
Чаще говорят о доходах и расходах предприятий, хотя движение денег характерно для всех уровней экономических систем. Оценка их потоков важна для качественной организации и управления процессами. Получение и увеличение доходов является приоритетной задачей большинства субъектов экономики, но чтобы сформировать добавочную стоимость, необходимо понести определенный размер затрат.
В рыночной экономике субъекты не ограничены в получении доходов. Но данная система отношений не гарантирует социального равенства, поэтому необходимо вмешательство государства в распределение денег. Особенно это касается общественных услуг и общественного сектора.
Доходы общественного сектора
Общественный сектор состоит из совокупности ресурсов, которые находятся в распоряжении общества. Предприятия занимаются производством общественных благи при государственной поддержке посредством целевого финансирования. Особенно актуально это становится тогда, когда рыночный механизм не срабатывает. Общественные услуги не выгодны предпринимателям, они не приносят серьезного дохода, поэтому оказывать их нерентабельно. Однако они важны для социальной жизни общества, его безопасности и стабильности функционирования. В процесс создания благ вмешивается государство.
Общественное благо представляет собой экономический товар или услугу, которые обладают свойствами, противоположными свойствам благ, созданных частными предпринимателями. Общественные блага могут быть чистыми, например, национальная оборона, - этом случае производство отсутствует, но сама услуга оказывается. Смешанные общественные блага представлены теми видами товаров и услуг, которые реальный сектор может производить, но в недостаточном объеме. Производством занимается само общество или государство.
Общественный сектор состоит из государственных и негосударственных некоммерческих организаций. Помимо них есть частный подсектор, который состоит из небольшого количества предприятий, работающих с государственными заказами. Они заинтересованы в производстве общественных благ, так как это дает им дополнительные конкурентные преимущества. То есть к государственному сектору относятся предприятия государственной и муниципальной системы, а также негосударственные некоммерческие организации, небольшие предприятия частного сектора. Все они формируют доход, который преимущественно состоит из бюджетных средств. Унитарные предприятия получают их по целевому распределению.
Расходы общественного сектора
Общественный сектор, как производящий сегмент рынка, тоже несет расходы. Факторами изменения расходов сектора являются:
- Рост уровня налогообложения.
- Расширение бюрократии.
- Рост расходов на содержание государственного аппарата.
- Влияние политической конъюнктуры на принимаемые решения.
Общественный сектор имеет тенденцию к расширению. Сложность заключается в том, что увеличение сектора происходит из-за появления новых видов деятельности, которые ведут к диспропорциям. Государство получает дополнительную нагрузку регулирования, что требует увеличения аппарата управления.
Подготовка к выборам оказывает влияние на социально-экономические процессы. Привлечение народных масс происходит за счет увеличения общественных расходов, что в конечном итоге усиливает нагрузку на налогоплательщиков.
Решение социально-экономических проблем зачастую происходит через перераспределение доходов состоятельных слоев населения более бедным. Получается, что часть населения зависит от трансфертов. Это дает преимущества политическим силам и может быть использовано в корыстных целях.
Бюрократия стремится реализовать свои интересы. Лучшая организация стремится к расширению своей деятельности, поэтому государственные учреждения стремятся к усилению своего влияния. Получается, что расходы общественного сектора увеличиваются с ростом бюрократического аппарата. С одной стороны, экономика работает таким образом, что потребности населения растут, в том числе в общественных услугах. С другой стороны, происходит рост государственного сектора, что увеличивает нагрузку на население. Поддержка социальной справедливости требует эффективного аппарата регулирования, который опять же зависит от бюджетного финансирования. Есть еще одна проблема. Достаточно сложно отследить накопленные негативные тенденции в общественном секторе. Реакция на положительные изменения обычно является активной, они происходят быстро и оказывают благоприятный социальный эффект. Государство должно принимать программы, которые будут ограничивать его собственный рост, чтобы сохранить равновесие действующей системы.
Государство зависит от рынка, а рынок зависит от государства, поэтому баланс сил должен соблюдаться для того, чтобы поддерживать взаимное развитие.