Иерархичность бюджета России
Бюджет России имеет иерархичную структуру, что обусловлено федеративным устройством государства, а также принципами самостоятельности местного самоуправления. Бюджетная система России является трехуровневой (рис. 1):
По причине иерархичности бюджета России, совокупные доходы и расходы государственного бюджета подлежат распределению по вышеназванным уровням. Доходы и расходы каждого отдельного уровня также перераспределяются по различным направлениям использования.
Доходы бюджетов разных уровней
Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
В качестве доходов государственного бюджета Бюджетный кодекс выделяет налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления в бюджет.
Поскольку налоговые доходы составляют большую часть доходов государственного бюджета, остановимся подробнее на рассмотрении этого вопроса.
Система взимаемых в РФ налогов также имеет трехуровневую структуру. В бюджет каждого уровня отчисляются закрепленные за ним налоги.
Федеральные налоги обязательны к выплате на всей территории России и имеют одинаковые правила расчета и выплаты.
Региональные налоги могут варьироваться по условиям и налоговым ставкам в зависимости от региона России в допустимых Налоговым Кодексом пределах. Все условия и ставки закрепляются региональными законодательными ставками.
Местные налоги утверждаются и собираются местными органами власти. Местные органы власти вправе вносить в налоги изменения и дополнения в рамках Налогового кодекса РФ.
Система налогов РФ представлена в обобщенном виде на рисунке 2:
Расходы бюджетов разных уровней
Расходами бюджета являются выплачиваемые из него денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
За счет средств бюджета первого уровня финансируются все расходы, связанные с централизованным управлением функциями государства. Средства бюджетов второго уровня необходимы для обеспечения задач и функций субъектов РФ. Как правило, бюджеты субъектов РФ используются для развития отраслей производственной сферы, сферы ЖКХ, транспорта, связи и т.д. Средства местных бюджетов используются для финансирования деятельности муниципальных образований (предоставление общественных услуг, решение вопросов в сфере ЖКХ и т.д.).
Основными направлениями расходования средств государственного бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ являются:
- общегосударственные вопросы (финансирование органов власти, судебной системы, выборов и референдумов, международных отношений, научных исследований в области общегосударственных вопросов и т.д.);
- национальная оборона (финансирование ВС РФ, расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку, ядерно-оружейный комплекс и т.д.);
- вопросы национальной безопасности и правоохранительной деятельности (финансирование органов прокуратуры и следствия, органов внутренних дел, системы исполнения наказаний, гражданской обороны и т.д.);
- отрасли национальной экономики;
- образование;
- здравоохранение;
- физическая культура и спорт;
- социальная политика и т.д. (полный перечень статей расходования бюджетных средств представлен в Бюджетном кодексе РФ).
Единый перечень статей и подстатей доходов и расходов государственного бюджета утверждается Министерством финансов РФ.
С образованием доходов государственного бюджета и расходованием бюджетных средств тесно связана такая функция государственного бюджета как перераспределительная.