Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цены в условиях конкуренции

Особенности ценообразования при совершенной конкуренции

Определение 1

Совершенная конкуренция – идеальный тип рыночной структуры, в рамках которой действует множество мелких субъектов, не способных оказывать влияние на процесс ценообразования.

В рамках совершенной конкуренции продавцы предлагают стандартизированный товар, в результате чего покупателю все равно у какого продавца приобретать товар. В таких условиях ценовая конкуренция неприменима.

Действующие в рамках совершенной конкуренции продавцы осуществляют продажу каждой единицы товаров по одной и той же рыночной цене, складывающейся как результат взаимодействия спроса и предложения. Продажа дополнительной единицы товара увеличивает совокупный доход на одинаковую величину предельного дохода, приравненную к рыночной цене товара. В каждом конкретном случае для продавца – участника рынка свободной конкуренции складывается равенство предельной и средней выручки, графическое выражение которых выглядит как горизонтальная прямая, расположенная на уровне цены товара. Условием максимизации прибыли в любых типах рыночных структур является приравнивание предельного дохода и предельных издержек, однако в условиях совершенной конкуренции те же показатели приравниваются еще и к цене товара:

$MC = MR = P$, где:

  • $MC$ – предельные издержки, денежных единиц;
  • $MR$ – предельный доход, денежных единиц;
  • $P$ – цена товара, денежных единиц.

Особенности ценообразования в монополистической конкуренции

Определение 2

Монополистическая конкуренция представляет собой тип рыночной структуры, в рамках которой действует большое число продавцов и покупателей, заключающих сделки в определенном диапазоне цен, обусловленном предложением различных вариаций товаров, отличающихся такими характеристиками как качество, внешний вид, сервисное обслуживание и прочее.

Наличие этих отличительных характеристик понятно покупателю и обусловливает его желание платить больше за похожий товар. В стремлении привлечь внимание покупателя продавцы используют не только ценовой рычаг воздействия, но и широкий спектр мер неценовой конкуренции (реклама, методы активных продаж, различные акции и прочее).

Поскольку численность продавцов в рассматриваемой структуре рынка значительная, их влияние друг на друга минимально или практически неощутимо.

«Цены в условиях конкуренции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Каждый продавец – участник рынка монополистической конкуренции – свободен в проведении своей ценовой политики. Как следствие, объем предложения в данном типе структуры рынка меньше, чем в рамках совершенной конкуренции, при более высоком уровне затрат на единицу товара. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия предлагаемых на рынке товаров.

В рамках рассматриваемого рынка кривая спроса характеризуется отрицательным наклоном, обусловленным наличием товаров-заменителей, позволяющих рассчитывать на получение монопольной прибыли в краткосрочном периоде. Дифференциация предлагаемого товара ограничивает возможность контроля цены, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Из множества действующих на рынке продавцов покупатели выбирают конкретного, за марку товаров которого они готовы платить определенную (даже более высокую по сравнению с конкурентами) цену. При этом наличие товаров-заменителей не позволяет продавцам повышать цену без ограничений, поскольку при достижении ее определенного уровня предпочтения покупателей могут измениться в пользу товаров-заменителей.

Особенности ценообразования на олигополистическом рынке

Олигополистические рынок представляет собой такой тип рыночной структуры, в рамках которой действует несколько относительно крупных продавцов, предлагающих стандартизированный и дифференцированный товар.

Данный тип рынка позволяет его крупным участникам оказывать влияние на цену товара посредством варьирования его количества на рынке.

В рамках олигополистического рынка в отношении ценовой политики может складываться два типа поведения участников:

  • в первом случае речь идет о согласованном разделении продавцами рынка и определенном уровне цен. Такое соглашение может носить открытый и скрытый характер. При открытом соглашении продавцы формируют объединение в виде картеля, цель деятельности которого заключается в максимизации прибыли за счет установления фиксированных цен и ограничения объема предложения. Данная форма соглашения запрещена в большинстве государств согласно антимонопольному законодательству. Поэтому большее распространение имеет скрытый сговор;
  • во втором случае речь идет о доминировании на рынке отдельного продавца, практикующего концепцию ценового лидерства. В этом случае лидер устанавливает свою цену, а другие участники рынка негласно следуют этой цене при осуществлении собственной ценовой политики.

Особенности ценообразования с ориентацией на конкурентов

Поведение единственного продавца на рынке (монополиста) при установлении цены определяется только уровнем чувствительности покупателей к цене товара и сопоставлением цены с уровнем затрат на его производство.

Однако в условиях конкурентного рынка формирование и реализация ценовой политики осуществляется с учетом поведения конкурентов. В условиях высокой конкуренции влияние конкурентов на ценовую политику друг друга минимально, в условиях сокращения численности конкурентов – влияние конкурентов возрастает. Реакция конкурентов на изменение цен является более предсказуемой при сокращении их численности. Предсказать поведение единственного конкурента достаточно просто: он может либо осуществлять сходную ценовую политику, либо противопоставлять свои цены изменившейся цене в зависимости от собственных интересов.

Тип реакции на изменение цены конкурента определяется ответами на следующие вопросы:

  • во-первых, причина изменения цен (намерение вытеснить конкурента с рынка, повышение загрузки производственных мощностей, захват лидерства в отрасли и прочее);
  • во-вторых, период, на который планируется изменение цен;
  • в-третьих, просчет последствий изменения цен конкурентами при отсутствии реакции на него;
  • в-четвертых, прогнозирование действий конкурентов в ответ на реакцию.
Дата последнего обновления статьи: 05.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot