Особенности ценообразования при совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция – идеальный тип рыночной структуры, в рамках которой действует множество мелких субъектов, не способных оказывать влияние на процесс ценообразования.
В рамках совершенной конкуренции продавцы предлагают стандартизированный товар, в результате чего покупателю все равно у какого продавца приобретать товар. В таких условиях ценовая конкуренция неприменима.
Действующие в рамках совершенной конкуренции продавцы осуществляют продажу каждой единицы товаров по одной и той же рыночной цене, складывающейся как результат взаимодействия спроса и предложения. Продажа дополнительной единицы товара увеличивает совокупный доход на одинаковую величину предельного дохода, приравненную к рыночной цене товара. В каждом конкретном случае для продавца – участника рынка свободной конкуренции складывается равенство предельной и средней выручки, графическое выражение которых выглядит как горизонтальная прямая, расположенная на уровне цены товара. Условием максимизации прибыли в любых типах рыночных структур является приравнивание предельного дохода и предельных издержек, однако в условиях совершенной конкуренции те же показатели приравниваются еще и к цене товара:
$MC = MR = P$, где:
- $MC$ – предельные издержки, денежных единиц;
- $MR$ – предельный доход, денежных единиц;
- $P$ – цена товара, денежных единиц.
Особенности ценообразования в монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция представляет собой тип рыночной структуры, в рамках которой действует большое число продавцов и покупателей, заключающих сделки в определенном диапазоне цен, обусловленном предложением различных вариаций товаров, отличающихся такими характеристиками как качество, внешний вид, сервисное обслуживание и прочее.
Наличие этих отличительных характеристик понятно покупателю и обусловливает его желание платить больше за похожий товар. В стремлении привлечь внимание покупателя продавцы используют не только ценовой рычаг воздействия, но и широкий спектр мер неценовой конкуренции (реклама, методы активных продаж, различные акции и прочее).
Поскольку численность продавцов в рассматриваемой структуре рынка значительная, их влияние друг на друга минимально или практически неощутимо.
Каждый продавец – участник рынка монополистической конкуренции – свободен в проведении своей ценовой политики. Как следствие, объем предложения в данном типе структуры рынка меньше, чем в рамках совершенной конкуренции, при более высоком уровне затрат на единицу товара. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия предлагаемых на рынке товаров.
В рамках рассматриваемого рынка кривая спроса характеризуется отрицательным наклоном, обусловленным наличием товаров-заменителей, позволяющих рассчитывать на получение монопольной прибыли в краткосрочном периоде. Дифференциация предлагаемого товара ограничивает возможность контроля цены, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Из множества действующих на рынке продавцов покупатели выбирают конкретного, за марку товаров которого они готовы платить определенную (даже более высокую по сравнению с конкурентами) цену. При этом наличие товаров-заменителей не позволяет продавцам повышать цену без ограничений, поскольку при достижении ее определенного уровня предпочтения покупателей могут измениться в пользу товаров-заменителей.
Особенности ценообразования на олигополистическом рынке
Олигополистические рынок представляет собой такой тип рыночной структуры, в рамках которой действует несколько относительно крупных продавцов, предлагающих стандартизированный и дифференцированный товар.
Данный тип рынка позволяет его крупным участникам оказывать влияние на цену товара посредством варьирования его количества на рынке.
В рамках олигополистического рынка в отношении ценовой политики может складываться два типа поведения участников:
- в первом случае речь идет о согласованном разделении продавцами рынка и определенном уровне цен. Такое соглашение может носить открытый и скрытый характер. При открытом соглашении продавцы формируют объединение в виде картеля, цель деятельности которого заключается в максимизации прибыли за счет установления фиксированных цен и ограничения объема предложения. Данная форма соглашения запрещена в большинстве государств согласно антимонопольному законодательству. Поэтому большее распространение имеет скрытый сговор;
- во втором случае речь идет о доминировании на рынке отдельного продавца, практикующего концепцию ценового лидерства. В этом случае лидер устанавливает свою цену, а другие участники рынка негласно следуют этой цене при осуществлении собственной ценовой политики.
Особенности ценообразования с ориентацией на конкурентов
Поведение единственного продавца на рынке (монополиста) при установлении цены определяется только уровнем чувствительности покупателей к цене товара и сопоставлением цены с уровнем затрат на его производство.
Однако в условиях конкурентного рынка формирование и реализация ценовой политики осуществляется с учетом поведения конкурентов. В условиях высокой конкуренции влияние конкурентов на ценовую политику друг друга минимально, в условиях сокращения численности конкурентов – влияние конкурентов возрастает. Реакция конкурентов на изменение цен является более предсказуемой при сокращении их численности. Предсказать поведение единственного конкурента достаточно просто: он может либо осуществлять сходную ценовую политику, либо противопоставлять свои цены изменившейся цене в зависимости от собственных интересов.
Тип реакции на изменение цены конкурента определяется ответами на следующие вопросы:
- во-первых, причина изменения цен (намерение вытеснить конкурента с рынка, повышение загрузки производственных мощностей, захват лидерства в отрасли и прочее);
- во-вторых, период, на который планируется изменение цен;
- в-третьих, просчет последствий изменения цен конкурентами при отсутствии реакции на него;
- в-четвертых, прогнозирование действий конкурентов в ответ на реакцию.